11 сентября (29 августа по ст. стилю) Православная Церковь чтит память Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

 Пророк Иоанн-1   пророк иоанн-2

В этот день Божественную Литургию в нашем храме совершил священник Симеон Леонов.

По окончании Божественной Литургии был совершен молебен о страждущих недугом винопития и наркомании.

Священник  Игорь Левтринский произнес проповедь и зачитал Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  по случаю Дня трезвости, который отмечается в этот день согласно восстановленной в 2014 году традиции.

» Сегодня Церковь молитвенно чтит память честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. За богослужением мы слышали евангельское повествование о том, как нечестивый царь Ирод, ставший заложником своего обещания, данного на пиру, приказал отсечь главу сему угоднику Божию (Мк. 6:14-30). И потому именно этот день — день строгого поста — был выбран Церковью для того, чтобы напомнить людям о необходимости трезвого образа жизни.<…> 

Трезвость в широком смысле слова можно понимать как способность правильно оценивать происходящее и внутри нас и во вне. Именно трезвый взгляд на вещи помогает нам делать правильный жизненный выбор, выстраивать добрые отношения с родными и близкими, с окружающими нас людьми. К сожалению, нередко человек, руководствуясь ложными ценностями и ориентирами, сбивается с истинного пути. Он начинает чувствовать в душе тревогу и пустоту, впадает в уныние. Ему кажется, что с помощью различных одурманивающих веществ, в том числе алкоголя он сможет освободиться от проблем. Однако вместо свободы от бед он попадает в зависимость от страшного недуга. <…> 

 День трезвости призван помочь человеку, находящемуся в жестоком плену винопития и иных пагубных зависимостей, задуматься о своей жизни и встать на путь исправления, обрести истинную свободу и радость жизни, которая невозможна без исполнения заповедей Божиих. <…> 

Молитвами Крестителя Спасова Иоанна да поможет Всесильный Господь остановить распространение зла алкоголизма и иных пагубных пристрастий на нашей земле и обратить людей к подлинной радости жизни во Христе Иисусе», — говорится в Обращении.

Торжественно отмечать день мученической кончины Иоанна Предтечи, согласно церковному преданию, начали ещё ученики Пророка. В память этого трагического события — Усекновения честной главы Иоанна Крестителя — ими был установлен строгий пост, поэтому  на Руси этот праздник издревле именовали ещё Иван Постный. Чтобы понять, почему этому событию Православная Церковь придает такое особое значение, обратимся к Евангельскому повествованию, которое устами евангелистов Матфея и Марка воссоздает картину случившегося.

Ирод Антипа, являвшийся во времена земной жизни Пророка правителем Галилеи, заключил Святого Иоанна Крестителя в темницу. Причина заключалась в том,  что Пророк Иоанн открыто обличал Ирода, в блудном грехе сожительствовавшего с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, специально ради этого отправленного на войну, в то время как собственная  законная жена Ирода Антипы, дочь аравийского царя Арефы,  находилась в забвении.

Во время праздничного пира, устроенного правителем для старейшин, тесяченачальников и вельмож по случаю своего дня  рождения,  Саломия (дочь Иродиады)  плясала перед гостями и  тем самым весьма угодила Ироду. Разгоряченный от празднества Ирод  поклялся за эту усладу дать  девице всё, чего она ни попросит, хоть до половины своего царства. Саломия по совету матери, люто ненавидевшей Пророка Иоанна за его обличительные речи, попросила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя.

Ирод весьма опечалился. С одной сторон, он боялся гнева Божия за убийство пророка, к мнению которого он раньше всегда прислушивался. С другой стороны, опасался народа, любившего  святого Иоанна. Однако амбиции победили страх Божий. Не желая нарушить клятву, данную  дочери Иродиады, и предстать перед гостями в невыгодном свете,  он отдал приказ  отрубить голову  Иоанну Крестителю и отдать Саломии.

Саломия отнесла блюдо с главой святого Иоанна своей матери, которая исколола язык пророка иглой за его  призывы  к покаянию, и закопала его святую главу в нечистом месте. Предание рассказывает, что злоба Иродиады ещё более усилилось после того, как уста мертвой главы, принесенной на блюде и показанной Ироду,  еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Одна благочестивая женщина, рискуя навлечь на себя гнев Иродиады,  погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской. Тело же Пророка его ученики похоронили в самарийском городе Севастии, в котором совершилось злодеяние.

Казалось бы, зло восторжествовало: Ирод продолжал править Галилеей и вести греховный образ жизни.

Однако через некоторое время суд Божий все-таки покарал Ирода, Иродиаду и Саломию за это преступление.

Саломия, погибла, переходя зимой реку Сикорис. Когда она провалилась под лед, то он сдавил ее так, что телом она находилась в воде, а головой надо льдом. Безуспешно она пыталась высвободится, ноги ее беспомощно дергались в ледяной  воде. Их лихорадочные движения напоминали пляску, подобную той, которой она так покорила Ирода, танцуя на злополучном пиру. Так она висела до тех пор, пока острый лед не отрезал ей голову. Труп ее унесло течением, а голову отдали Ироду с Иродиадой. Ситуация повторилась с точностью до наоборот.  Как когда-то им  подали на блюде главу  Иоанна Крестителя, так теперь принесли голову Саломии.

Сам же Ирод потерпел поражение от Аравийский царя Арефа, который, желая отомстить за бесчестье дочери, двинул против своего зятя отборные войска. Разгневанный этим поражением римский император Калигула изгнал Ирода с Иродиадой из Галилеи в Испанию, где они и погибли во время землетрясения,  поглощенные разверзшейся землей.

Чему же  учит  православного христианина это Евангельское повествование? Прежде всего внимательному, бдительному, требовательному  отношению к каждому своему поступку, слову, мысли; постоянному стремлению к покаянию и исправлению; к  жизни в духовной и телесной чистоте.  Любой нераскаянный грех не просто довлеет над человеком, он подталкивает его душу к совершению все новых и новых  грехов. Так, блудно живший Ирод, не прислушивавшийся к призывам Пророка Иоанна, не только не приносит  покаяния, но впадает в ещё более тяжкий  грех: отринув голос совести, упрекавшей его в заточении Пророка,  и уступив своей гордыне, которая требовала сдержать данное девице слово,  он  совершает смертный грех  — убийство! Мы должны помнить, что цепная реакция, известная нам из школьного учебника физики, повторяется и в духовной жизни: один грех, особенно нераскаянный,  тащит за собой другой, еще более страшный и тяжкий.

о. Симеон  о. Игорь-1   о. Игорь