6 мая (23 апреля по старому стилю) русская православная церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца.

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь великомученика Георгия

св.Георгий

 

Великомученик Георгий. Икона 2-й пол. XI в. Успенский собор Московского Кремля

Для  большинства христиан, из поколение в поколение занимавшихся  сельскохозяйственным трудом, великомученик Георгий был одним из самых почитаемых святых, поскольку с утилитарной точки зрения считался покровителем домашнего скота и охранителем стад от волков (его нередко даже называли «волчьим пастухом»). В его честь возводились храмы и писались иконы. Во многих странах мира он и по сей день почитается под разными именами: как Иорген – в Германии, Иржи – в Чехии, Юрий – в Польше и на Украине, Джордж – в Великобритании, Георги – в Грузии, Джерджис – в арабских странах.

Но для русского православного человека духовная составляющая была всегда важнее земных ценностей. Поэтому почитание святого Георгия на Руси в первую очередь связано с его мученической кончиной. Для русского человека Георгий привлекателен красотой своего духовного подвига. Святой по повелению императора-язычника Диоклетиана, любимцем которого он был ранее,  за свои христианские убеждения подвергся жесточайшим истязаниям, испытал невероятные, нечеловеческие муки: «Ожесточенные мучители били святого страдальца воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри и проч.» Святой мученик с величайшим терпением вынес всё, но не отрекся от Христа. Тогда мучитель в бессильной ярости приказал его «усекнуть». Великомученик Георгий навеки  запечатлён в сознании русских людей как  непобедимый воин Христов как в страдальческом подвиге  в битве духовной, так и в подвиге бранном на полях сражений.  «Претерпев за Христа» и победив действительно «великие муки», победив при этом самого себя, свой страх, человеческую незащищенность, он смог победить и главного своего мучителя – диавола.

Уже первые киевские князья-христиане много  усилий положили для утверждения культа святого Георгия Победоносца – и в качестве небесного покровителя княжеской власти, и в качестве «небесного устроителя» всей «светло украшенной» Русской земли. Сын крестителя Руси равноапостольного князя Владимира князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий († 1054), основал в Новгороде в 1030 году  Георгиевский (Юрьев) монастырь, а в период между 1051 и 1053 годами воздвиг в Киеве, рядом с собором Святой Софии, первый каменный Георгиевский храм. Тогда же в память освящения храма князь «заповеда по всей России творити праздник святаго Георгия» – так называемый Юрьев день, или «зимний Георгий» 26 ноября  (в отличие от «весеннего», празднуемого 23 апреля в память мученической кончины святого).

 DSC01706

 Георгиевский собор в г. Новгороде, 1119 г.

В честь святого Георгия князь Ярослав назвал и заложенный им на западном берегу Чудского (Псковского) озера город Юрьев, ныне г. Тарту в Эстонии (следует иметь в виду, что на Руси имена Георгий, Юрий и Егорий были взаимозаменяемы).

Тогда же изображения святого Георгия впервые появляются на княжеских печатях и монетах.

При благоверном князе Димитрии Донском, святой Георгий воспринимается уже как первейший покровитель Москвы, а затем как символ и всего великого княжества Московского, как действенный помощник князей в собирании грядущего Русского царства. С XVIII же века конная фигура святого Георгия Победоносца прочно становится  частью государственного герба России («чудо о змие» помещали в щите на груди двуглавого орла)  и городским гербом Москвы.

георгий

Мученическое и одновременно героическое содержание возвышенного образа святого Георгия в последнее время становится все ближе современному православному христианину: постепенно открываются ранее закрытые церкви в его честь, в Москве на Поклонной горе построен – в память воинов-героев Великой Отечественной войны – новый Георгиевский храм.