Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей Святого преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим  прошел нелёгкий, но прекрасный  путь  монашеского подвига от простого  инока  до великого старца  через испытания   пустынножительством, столпничеством, затворничеством, молчанием. Любовь к Богу и человеку неразрывно были связаны в его душе.

Соприкасаясь с удивительным образом батюшки Серафима,  всегда пытаешься понять, как происходило духовное восхождение простого человека к  вершинам подлинной святости? Какие события способствовали этому? Что лежало в основе всех его поступков на пути стяжания любви и веры?

Серафим (в миру Прохор) родился в семье курского купца И.И. Машнина, который руководил строительством Сергиево-Казанского храма в Курске. Именно во время работ по строительству этого храма в 1761 г. впервые было явлено особое небесное избранничество будущего святого: он, тогда семилетний ребенок, по недосмотру матери  упал «с высоты здания», но остался абсолютно невредимым.

Спустя несколько лет, уже юношей, Прохор тяжело заболел. Врачи предрекали скорую кончину. Неожиданно больному во сне явилась пресвятая Богородица и обещала вскоре посетить его еще раз и полностью исцелить. И действительно, через несколько дней по Курску проходил с чтимой иконой Богоматери “Знамение” крестный ход. Прошедший накануне сильный дождь  размыл дорогу,  и крестный ход был вынужден  пойти прямо через двор Машниных. Больного Прохора вынесли из дома  и пронесли под иконой: с этого момента он стал быстро поправляться.

Произошедшие события так поразили  Прохора, что он стал интересоваться только посещением храма, молитвой и чтением духовных книг. Через несколько лет он решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг медным крестом, с которым он не расставался  всю свою жизнь. Чтобы испытать крепость своего решения, Прохор  отправился в Киево-Печерскую Лавру — помолиться у святых мощей преподобных Антония и Феодосия. Киевская «старица» Досифея благословила его на постриг в Саровской пустыни под Арзамасом. Через некоторое время начались испытания веры молодого послушника — он тяжело заболел. И вновь, как много лет назад,  Прохор удостоился небесного исцеления, которое произошло после того, как Пресвятая Дева предстала перед ним в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова и со словами: «Этот — нашего рода». Она  коснулась рукой его головы, и…. через несколько дней он, до того неподвижно пролежав три года, полностью выздоровел.

13 (26) августа 1786 г. Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим, что значит «пламенный». Теперь всё время он проводил в храме, покидая его лишь для сна.

Вскоре за свою горячую веру он сподобился новых чудесных видений: ангелов, сослужащих во время Литургии, и Самого Иисуса Христа. В сентябре 1793 г. Серафим был рукоположен во священника и стал служить Литургию каждый день.

Получив благословение на подвиг отшельничества, он удалился в «дальнюю пустыньку», находившуюся на берегу реки Саровки. Там в 1802 году случилось страшное: он подвергся нападению разбойников. Ему пробили голову и сломали несколько ребер. Серафим неделю находился на грани жизни и смерти. Но опять явившаяся ему Богоматерь (и вновь со словами «Сей — нашего рода») исцелила его. После побоев и болезни с молодости крепкий, ладный и хорошо сложённый Серафим превратился в согбенного старика, постоянно опиравшегося  на посох или на мотыжку. А разбойников батюшка Серафим простил и запретил наказывать, тогда они сами пришли к нему с покаянными слезами.

Затем было время особого подвига — столпничество. По преданию, 1000 дней и ночей (!) провел он на камне, стоя на коленях, воздев руки к небу и непрестанно  молясь: «Боже, милостив буди мне грешному!». В 1807 г. Серафим сменил столпничество на полное «молчальничество», а ещё через три года —  на затворничество. Все его дни и ночи заполняла молитва с 1000-ю поклонами ежедневно. В ноябре 1825 г. Серафиму вновь явилась Божия Матерь, повелев ему полностью выйти из затвора, чтобы нести утешение и духовный опыт ближним, руководить их христианской жизнью. Слава о нем распространилась по всей Руси. Паломники тысячами приходили к его келье, и всех он встречал словами: «Христос Воскресе, моя радость…», утешал, давал советы, поучал. Вот  несколько наставлений преподобного Серафима:

  • Веселость не грех, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его — нет.
  • Радость моя, стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся
  • Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг — добродетель не груша, ее вдруг не съешь
  • Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Небу.
  • Нет скорбей — нет и спасения.
  • Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего…

Незадолго перед кончиной Преподобного Серафима ему в двенадцатый (и в последний) раз явилась Божия Матерь со словами: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». Замечательный подвижник скончался в ночь на 2 (15) января 1833 г. стоя на коленях на молитве перед своей любимой келейной иконой Божией Матери «Умиление» — со скрещенными на груди руками, с необычайно мирным и просветленным выражением лица.

После революции и разорения Саровского монастыря святые мощи преподобного Серафима долгие годы находились в Музее истории религии и только в 1991 г. с торжественным крестным ходом перенесены в Свято-Троицкий собор вновь открытой Серафимо-Дивеевской обители..

Весь свой подвижнический земной путь преподобный Серафим прошел с твердой решимостью служить Господу. И на поставленный ему однажды вопрос о том, что отличает человека духовно погибающего от человека спасающегося, грешника от  праведника,  батюшка Серафим ответил: только решимость…

Из этого мы можем заключить, что наше спасение только в нашей воле и нашей решимости до конца следовать путём Божиим и силой Божией всё победить. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!  «Спасай нас молитвами твоими, радосте наша, теплый пред Богом заступниче,  Серафиме блаженне!»

икона прп. Серафима-2   икона прп. Серафима-3  икона прп. Серафима

икона прп. Серафима-5  икона-разорение обители и похищение мощей