В 2019 году дни пасхальной (светлой) седмицы приходятся на период с 29 апреля по 5 мая. Как установилась в православной церкви эта удивительная традиция праздничных пасхальных служб всю первую неделю по Пасхе?

Существующие ещё с IV века свидетельства о возникновении в  Иерусалимской Церкви благочестивой традиции особых пасхальных служб  указывают, что  более торжественные службы были в первые три дня Пасхи и в восьмой, поскольку в эти дни служба была в Мартириуме, откуда литания шла в храм Воскресения; в остальные дни служили по очереди в других церквах: в среду – на Елеоне, в четверг – в Воскресении, в пяток – на Сионе, в субботу – у креста. Ежедневно в послеобеденное время бывала литания с участием новокрещенных детей и монахов на Елеон, на котором, видимо, совершалась вечерня или какая-то служба вместо нее в двух местах: в пещере и на Имвомоне, откуда лития шла в храм Воскресения уже «в час светильничный».

В первый же день Пасхи и в восьмой (в Фомино воскресенье) эта торжественная послеобеденная служба или вечерня, совершавшаяся в трех местах, получала особую прибавку – литанию на Сионе, где служилась настоящая вечерня (тоже, впрочем, не названная так, но более похожая на вечерню): пелись песни, приспособленные ко дню, произносилась молитва, читалось Евангелие о Фоме (то есть о событии, происшедшем именно на месте службы), при этом в первый день Пасхи только до слов «Не иму веры», а на восьмой – все чтение. Затем полагались молитвы над верными и оглашенными. Оканчивалась служба в 2 часа ночи (то есть в 7 часов вечера).

Таким образом, начиная с IV века, вырабатываются уставы пасхальной службы, достигшие полноты к X столетию. Основной особенностью богослужения становится его исключительная праздничность, достигаемая непрерывным пением. При этом чтения, обычные для вседневных служб, – кафизмы или Шестопсалмие, опускаются.

В течение всей светлой седмицы по окончании Божественной Литургии совершается Крестный ход вокруг храма, во время которого четыре раза прочитываются отрывки из Евангелия и священник окропляет святой водой всех присутствующих.

(по материалам сайта Православие.ру)

Понедельник светлой седмицы:

IMG-20190505-WA0004 IMG-20190505-WA0005  IMG-20190505-WA0007 IMG-20190505-WA0008 IMG-20190505-WA0009 IMG-20190505-WA0010 IMG-20190505-WA0011   IMG-20190505-WA0014 IMG-20190505-WA0015 IMG-20190505-WA0016

Вторник светлой седмицы:

  IMG-20190505-WA0019 IMG-20190505-WA0020

Среда светлой седмицы:

IMG-20190505-WA0028   IMG-20190505-WA0024  IMG-20190505-WA0026 IMG-20190505-WA0027

IMG-20190505-WA0025   IMG-20190505-WA0021

IMG-20190505-WA0018 IMG-20190505-WA0017

Четверг светлой седмицы:

IMG-20190505-WA0029 IMG-20190505-WA0030 IMG-20190505-WA0031 IMG-20190505-WA0032  IMG-20190505-WA0034 IMG-20190505-WA0035  IMG-20190505-WA0037 IMG-20190505-WA0038

Пятница светлой седмицы:

IMG-20190505-WA0040 IMG-20190505-WA0041 IMG-20190505-WA0042  IMG-20190505-WA0044 IMG-20190505-WA0045

Суббота светлой седмицы:

20190504_100032  20190504_100115  20190504_100121(0)

  20190504_100203 20190504_100251 20190504_100404  20190504_100634

20190504_100613(0)  20190504_100616(0)  20190504_100808 20190504_101122  20190504_101132

20190504_101142 20190504_101231 20190504_101429 20190504_101601    20190504_101624 20190504_101654    20190504_101847 (1)  20190504_102128

20190504_102042

 В субботу светлой седмицы после Божественной Литургии верующим раздаётся Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым.

Греческое слово artos означает «квасной хлеб». Ещё со времен апостольских хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Артос представляет собой особую большую просфору цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Перед началом пасхального всенощного бдения  Артос поставляется на специальном аналое на солее перед иконой Спасителя на иконостасе в первый день св. Пасхи. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

Как  хранить и вкушать артос? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

(По материалам сайта Православие.ру)