Каждый год, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» – Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской.

все святые

Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/

не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/

ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас. 

                                                                                                                                     (Кондак Всех русских святых)

Главный смысл праздника —  прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

Первыми святыми, которых канонизировала новорожденная Русская Церковь, стали страстотерпцы Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, принявшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их началось сразу после  убиения.  Спустя пять лет  были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был  в их честь воздвигнут храм. Знаменательно, что это произошло почти сразу же после Крещения Руси в 988 г. Молодая Церковь показала всему православному миру своих верных чад, преданных Христу, живущих богоугодной жизнью по заповедям Евангелия.

В 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается общецерковное прославление второго святого —  преподобного Феодосия Киево-Печерского,  почившего в 1074 г. и пребывавшего своими нетленными  мощами в Успенской церкви Печерского монастыря с 1091 года.

Справедливости ради надо заметить, что еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских:  Феодора-варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, с первой четверти XI в., святого крестителя Руси – великого князя Владимира (+ 1015).

О раннем почитании святых мучеников Феодора и Иоанна свидетельствует тот факт, что основанная в 989 г. и освященная в 996 г. известная Десятинная церковь была воздвигнута святым князем Владимиром именно на месте их убиения. Сюда же, в Десятинную же церковь, в 1007 г. были торжественно перенесены обретенные мощи княгини Ольги,  и было установлено праздновать память ее 11 июля – в день преставления.

В 1448 г. Русская Церковь стала автокефальной, и уже через столетие, в 1542–1563 гг., когда Русскую Православную Церковь возглавлял новгородский святитель Макарий, совершилось первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых. В 1547 и 1549 гг. святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви. Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых.

Однако к концу XVI в. праздник Всех русских святых стал забываться и праздноваться только в отдельных уголках России. Эта печальная тенденция после упразднения патриаршества Петром I  в XVII в. стала усиливаться, и в результате на протяжении Синодального периода почитание праздника Всех русских святых в Русской Церкви было окончательно предано забвению и сохранялось только у старообрядцев.

 События восстановления празднования дня памяти Всех русских святых чудесным образом совпало с восстановлением Патриаршества в Русской Церкви.

Всё началось за 10 лет до революции. В 1908 г. крестьянин Судогодского уезда Владимирской губернии Николай Осипович Газукин направил в Святейший Синод ходатайство об установлении ежегодного празднования «Всем святым Российским, с начала Руси прославленным» с просьбой «почтить этот день особо составленною церковною службою». Но тогда это прошение  было отклонено  на том основании, что существующий праздник Всех святых включает в себя и память святых русских.

И вот на Поместном Соборе Русской Церкви 1917–1918 гг. праздник был восстановлен благодаря  профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву, который выступил на  Соборе с докладом, где указал, что «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». Иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову) принадлежит заслуга по составлению службы нового праздника.

26 августа 1918 года, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление: «1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста». (С 1946 г.  празднование стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице).

Последовавшие затем гонения на Русскую Церковь  удивительным образом только помогли его повсеместному распространению. За первую половину ХХ века  Русской Православной Церковью было прославлено такое огромное  количество новомучеников и исповедников Российских, какое не вместил весь предшествовавший период. Будем же возносить неустанно молитвы к этому бессмертному воинству Христову, взывая о духовном спасении и помощи в несении нашего жизненного креста.

(по материалам сайта Православие.ру)

Молитва ко всем святым земли Русския
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.