7 июля (24 июня по ст. стилю) весь православный мир торжественно празднует Рождество честного и славного пророки, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Пророк Иоанн-1

Судьба этого святого, подлинного друга Христа, горячего проповедника Его веры таинственна и драматична.

Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57–80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елизавета — жили в древнем городе Хевроне. Они достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. В те времена это считалось Божием проклятием и определяло тем самым соответствующее отношение окружающих. Однажды  во время совершения богослужения в Иерусалимском храме святой Захария увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Архангел предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. На Захарию напал страх, и он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и попросил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось обрезание младенца. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Предтеча Господень сподобился мученического венца. Царь Ирод хотя и почитал глубоко Пророка Иоанна, все-таки боялся его резких и гневных речей, которыми Пророк обличал Ирода за распутное сожительство с Иродиадой — женой брата Филиппа. Однако в угоду Иродиаде, люто ненавидевшей святого,  заточил его в тюрьму. Искренняя проповедь Иоанна и его бескомпромиссные постоянные призывы к Ироду о  покаянии стоили ему жизни. По наущению Иродиады дочь её, угодившая Ироду своим танцем, потребовала подать ей на блюде голову Иоанна Предтечи. И как скоро Ирод дал слово исполнить любое желание девицы, ему пришлось, вопреки своему желанию, умертвить Иоанна.  Пророк был обезглавлен,  и его голова подана на блюде дочери Иродиады в знак исполнения воли царя.

Удивительно, но этот всеми почитаемый святой не совершал в своей жизни чудес, но с горячей и истовой верой  говорил о приближении Царства Небесного и необходимости покаяния. Он своей жизнью явил чудо глубокой веры и удостоился крестить самого Спасителя, у которого, как сам говорил, «не достоин, наклонившись,  развязать ремень обуви его» (Марк, 1, 7; Лука, 3, 16; Иоанн, 1, 27). Оставив нам в наследство свой главный девиз:»Никого не обижайте!», Иоанн Предтеча был назван Спасителем величайшим из пророков: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Его жизненный подвиг даёт нам своеобразный урок того, как должен жить и исповедовать Христа настоящий православный христианин. Это очень точно сформулировал блаженный Августин: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи такчтобы тебя спрашивали о Нем».

На Руси издревле почитали Иоанна Крестителя, созидая в его честь огромное количество храмов  и монастырей и непрестанно вознося молитву.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.