14 сентября (1 сентября по старому стилю) все православные христиане отмечают приход Нового года: Церковное Новолетие или начало индикта (от лат. indictio — объявление).

В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

(Кондак Индикту)

Дата эта имеет глубокий духовный смысл по сравнению с тем светским Новым годом, который мы привыкли отмечать 1 января. Дело в том, что церковный календарь — это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год, который начинается 14 сентября, – это целый период в земной жизни христианина. И весь этот год христианин призван, как говорил святой Иоанн Кронштадский,  «жить жизнью Церкви». Только тогда прожитый нами в Церкви очередной год станет не просто ещё одним годом нашей биографии, канувшим в Лету,  а новым витком на восходящей спирали, приближающей нас к «небу небес», к Небесному Отечеству, новой ступенью духовной лестницы, возводящей нас к Самому Богу, к божественному совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Если вдуматься, мы заметим, что Новый год начинается 1 сентября (14 сентября по григорианскому стилю) и заканчивается 31 августа (13 сентября). Это значит, что первый праздник, с которого начинается церковный год — Рождество Пресвятой Богородицы, а последний — Её Успение. Два эпохальных события обрамляют весь годовой круг жизни православного человека, подчеркивая тем самым земное начало Пречистой Девы, которая благодаря  своей чистоте и смирению достигла высшей ступени святости. И этим примером каждый православный христианин, символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года,  призывается на духовную брань в предстоящие двенадцать месяцев. Это время,  дарованное ему Богом, необходимо употребить для спасения – духовного и телесного труда, очищения себя от греховных страстей, стяжания добродетелей, чтобы к концу года уподобиться совершенству Богородицы, Которая была удостоена за это  воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом через блаженное завершение своей временной жизни – Успение.

Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16–22). Евангелист Лука в подробностях описывает проповедь Спасителя в Назаретской синагоге. По его мнению эта проповедь является, говоря современным языком, «программной речью» перед началом служения Спасителя. В центре этой речи – суть служения Господа, переданная через слова пророка Исаии. Иисус Христос вошел в синагогу, раскрыл книгу и прочитал следующие слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19).

 Эти слова непосредственно касаются нас сегодняшних. При  всей внешней свободе многие испытывают материальные трудности и лишения, остаются один на один со своим горем, вынуждены чрезмерно и тяжело трудиться, чтобы заработанные деньги тратить на удовольствия и тем, по их мнению, соответствовать запросам окружающего их социума. Многих угнетают их собственные греховные привычки, и поэтому они пребывают в депрессии,  не видят «свет в конце туннеля» от тяжести внешних обстоятельств. За всех нас, таких разных, грешных и несовершенных,  Христос пролил Свою Кровь,  давая нам возможность освободиться от  уз греха и через внутреннюю свободу, неустанную работу над собой в течение всего церковного года увидеть на новом витке своей жизни «лето Господне благоприятное».