17 октября ( 4 октября по ст. стилю) в Казанском соборе на Красной площади торжественно почитаются Святитель Гурий, архиепископ Казанский и Варсонофий, епископ Тверской.

 

св. Варсонофий и Гурий

Согласно православной традиции, в основании каждого храма полагаются частицы мощей святых праведников. В основании Казанского собора на Красной площади заложены частицы мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576) , обретение которых произошло в Казани в 1595 году.

Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин), происходил из  семьи небогатых дворян подмосковного города Радонежа. Он принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, который тогда был известен своим строгим уставом. С 1543 по 1552 год  был игуменом этой обители, а затем оставил игуменство и два года подвизался простым монахом. Спустя некоторое время, согласно летописям, был избран на  Казанскую кафедру.  Святитель Гурий много внимания уделял миссионерской деятельности, в которой его горячо поддерживал святой Варсонофий.  За восемь лет  святительства им было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и десять городских церквей.

В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, где он сидел или лежал, так как не имел сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти (+ 5 декабря 1563 года) он принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре.

4 октября 1595 года во время  строительства новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены, которая принадлежала прежнему деревянному храму, были обнаружены гробы с мощами святителей. Поскольку обретенные гробы оказались нетленными, святитель Ермоген с благоговением повелел открыть гробы при большом стечении народа. Глазам верующих предстали облики святых, описания которых потом были перенесены в  Иконописные Подлинники: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».

А вот как  святитель Ермоген  описывал происходящее в житии святителей: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае».

С величайшим благоговением, на коленях, молился народ перед мощами. Святое миро, истекавшее от мощей святителя Гурия, многие болящие использовали для помазания и на глазах получали исцеление.

Ныне нетленные  мощи  святителя Гурия покоятся в храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина в г. Казани.