Через сорок дней весь православный мир будет прославлять  величайшее таинство, непостижимое обычному суетному сознанию, но открытое всем искренне верующим и чистым сердцам – Рождество Христово.

 РХ

Этот праздник – время глубокой духовной радости и к нему нужно серьезно подготовиться. Но речь не идет о подготовке в светском, приземленном понимании, с утомительными походами по магазинам за лакомствами и прочей снедью для обильных застолий и возлияний. Праздник для православного человека – это торжество духовного порядка, оно позволяет верующему прикоснуться душой и сердцем к реальности не земной, но небесной. И  пережить всю полноту этого радостного, удивительного, таинственного прикосновения помогают постоянное участие в православном богослужении и постничество. Но если с посещением богослужений вопросов, как правило,  не возникает, то необходимость поста, да еще такого длительного накануне Рождества вызывает  непонимание. В чем его смысл и значение?

Мы знаем, что человек состоит из духа, души и тела. В нашей повседневной жизни  дух и душа оказываются в подавленном, угнетенном состоянии, поскольку над ними властвует тело с его неуёмными потребностями, дурными привычками, стремлениями к разного рода сомнительным удовольствиям и лени. Поэтому, чтобы дать возможность душе и духу  устремиться к Богу, надо  «стеснить» свою плоть, ограничить ее требования. Пост как раз и является таким способом ограничения плотских потребностей. «При телесном посте, — пишет святитель Василий Великий, — чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла…». Безусловно, пост всегда присутствует в жизни православного христианина, прежде всего в среду и пятницу.  Но в течение церковного года есть отдельные периоды большего воздержания, это  — многодневные посты, одним из которых является Рождественский.

Когда же был установлен Рождественский пост?

в «Апостольских постановлениях» есть указание на то, что христиане отмечали праздник Рождества Христова. В те времена он был единым с Крещением (или Богоявлением). Уже в первые века, как пишут  святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, христиане начали поститься перед этим великим праздником, однако делали это в зависимости от собственных возможностей: кто неделю, кто две.

Чтобы сделать это время единым постом для всех христиан, на Константинопольском соборе 1166 года было принято решение, чтобы пост длился ровно сорок дней (по количеству дней, которые Христос постился в пустыне). Этот пост еще называют «Филиппов», поскольку он начинается 28 ноября после празднования святому апостолу Филиппу, а заканчивается  на Рождество  7 января.

По своему Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе «первой звезды» (приблизительно в 16-17 часов). Следует особо упомянуть о сочельнике, или навечерии праздника (6 января). В этот день с глубокой древности христиане вкушали сочиво (отсюда и само наименование «сочельник») — разваренные в собственном соку овощи.

постное постное блюдо

Конечно, отступления от принятого устава поста возможны, если человек болен или в силу обстоятельств не имеет физических сил для его соблюдения. Однако самому принимать решения о послаблении  поста не следует. Это необходимо согласовать со своим духовником, предварительно испросив его благословения и совета.

Святые отцы, рассуждая о посте, предупреждали: чем ближе мы подходим к Богу с помощью молитв и аскетических подвигов, постничества, тем больше искушений возникает на нашем пути. Преподобный авва Дорофей писал, что каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение. Чаще всего искушения постом проявляются в обострении существующих конфликтов или возникновении новых в семье, на работе, в общественном транспорте и т.д. Это происходит вследствие того, что человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более раздражительным, нервозным. Начинает болезненно реагировать на  то, что до момента поста воспринималось более спокойно. Помня  о том, что пост — время искушений, следует лучше приготовляться к ним, стараться переносить их смиренно и благодушно. Помочь в этом может только молитва, творить которую святые отцы рекомендуют непрестанно. Вообще постом рекомендуется увеличить (по силам, разумеется) свое молитвенное правило: читать Псалтирь, полагать земные поклоны,  не допускать в утренних и вечерних правилах каких-то сокращений.

Пост для христианина — то благодатное время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой, начать борьбу  с теми из своих недостатков, с которыми он обычно по малодушию мирится, и постараться взрастить  в себе те добродетели, в которых  пока недостаточно преуспел. Тогда и день праздника, как венец его неустанных трудов, становится для него днем подлинной радости и духовного торжества!