Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

 

Празднование в честь «Смоленской» иконы Божией Матери установлено: 28 июля (10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046 году и возвращения Смоленска России в 1525 году, 24 ноября (7 декабря) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем и 5 ноября в честь изгнания врагов из Отечества в войне 1812 года.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница»,- одна из самых главных святынь Русской Церкви  наряду с «Владимирской», «Иверской», «Казанской», «Тихвинской».

По Церковному преданию она была написана апостолом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Существует несколько версий того, почему эту икону именуют «Одигитрия».

Как свидетельствует предание, однажды Богоматерь  привела двух слепцов  во Влахернский храм к  Своей иконе и даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия». Есть и другое объяснение, которое ссылается на древнее  сказание, сообщающее, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. И поскольку  эта икона сопровождала во время путешествия  юную невесту из Царьграда в Чернигов,  то получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). После смерти князя Всеволода и княгини Анны икона перешла к их сыну Владимиру Мономаху,  и он перенес её в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому  икону стали именовать Одигитрия Смоленская.

Много чудес было совершено от этой иконы. Одно из самых замечательных связано с избавлением Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239. Когда  один из отрядов неприятеля  подходил к  Смоленску, жители города,  не имея сил отразить нападение врага и видя неминуемую гибель, с горячей молитвой обратились к Богородице. И произошло чудо: благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Меркурий поднял горожан и сам первым бросился в неприятельский стан, где и погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска,  а вскоре причисли к лику святых, совершая в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии Смоленской особый благодарственный молебен.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свой суверенитет, попав во владение литовских князей, а вслед за этим икона «Одигитрии» оказалась в Москве и была поставлена в Благовещенском соборе Кремля с правой стороны от Царских врат как величайшая святыня. Из одних источников известно, что  Святой образ привезла с собой в Москву в качестве родительского благословения дочь князя Витовта София, которая была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425) в 1398 году.  Другие утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом, разграбившим Смоленск. Третья версия гласит,  что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Божией Матери. Но как бы там ни было, почти полстолетия пребывала святыня в Кремле. Москвичи особо чтили её. Однако в 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил вместе  с воеводой и знатными жителями Смоленска и слёзно просил великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святыню в Смоленск. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами и, получив благословение митрополита свт. Ионы, повелел «отпустить» чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве ее список «мера в меру». 28 июля чуть ли не вся Москва собралась в Кремле, откуда крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле, москвичи торжественно провожали икону до брода у крутой излучины Москвы-реки, где начиналась дорога на Смоленск. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многими слезами» в Смоленск, а список, сделанный со Смоленской иконы по распоряжению Василия Тёмного, перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля и поставили на том месте, где стояла чудотворная икона.

В 1525 году список иконы из Благовещенского собора Кремля по указанию великого князя Василия Иоанновича был перенесен в Новодевичий монастырь, только что основанный в память возвращения Смоленска в состав русских городов, и находящийся недалеко от того места, где было последнее молебствие перед этой иконой.

В самые лихие времена православный русский народ всегда прибегал к заступничеству чудотворного образа «Смоленской» иконы Божией Матери.

Когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, епископ Ириней (Фальковский) вывез эту икону из Смоленска в Москву. Накануне Бородинской битвы — по распоряжению М.И. Кутузова —  этот образ носили по лагерю, чтобы ободрить и укрепить воинов, подготовить их  к великому подвигу, а затем  перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии. В самый день Бородинской битвы  Её вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Кремля, Китай-города, Белого города, а вслед за этим отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Когда полчища Наполеона приблизились к Москве,  икону перенесли в Ярославль, а после победы над неприятелем древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, вместе с прославленным списком был возвращен в Смоленск.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны древний чудотворный образ по достоверным сведениям находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы, построенном в середине XVII века.  Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь усилиями многих подвижников сохранялись в целости.  Когда 1 августа 1941 г. в Смоленск вошли  немецкие войска, то  Верховное командование Вермахта получило известие, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». К сожалению, дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Нам остается только уповать на то, что настанет время, и судьба великой святыни прояснится.

Как же выглядела эта ныне утраченная икона?

«Согласно старым описаниям, доска, на которой она написана, была необыкновенно тяжелой, загрунтована мелом на клею и обтянута холстом. Божия Матерь  изображена по пояс, левой рукой она поддерживает Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. У Смоленской иконы есть особенность – это фронтальное положение Младенца и очень небольшой поворот Богоматери  с чуть склоненной головой в Его сторону».

Поскольку икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Смоленская»  с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православных людей, то  существует не менее 30 различных списков с этого образа. Среди наиболее известных и почитаемых чудотворных списков: икона «Одигитрии – Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икона «Смоленская» в Белгороде, икона «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икона «Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близ Казани и др.

Все искренне верующие и горячо молящиеся Богородице перед ее Смоленской иконой так же, как и наши благочестивые предки, получают многочисленные исцеления и чудесную помощь свыше и почитают «Одигитрию» как наш единственный путь к спасению. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся».