В этом году на 22 мая по церковному календарю выпадает день Преполовения Пятидесятницы.

Что означает это событие, когда и почему оно празднуется?

Слово “преполовение” ( Этимологически русск. пол~, полов~, указывают на время празднования: «полпути»,   и означает половину: половину пути от Пасхи до Праздника Пятидесятницы (Троицы). Мы знаем, что от Пасхи до Троицы – 50 дней, поэтому  период этот назван Пятидесятницей, следовательно, половина приходится на 25-й послепасхальный день, то есть на среду 4-й недели после Пасхи. В текущем  2019 году –  на 22 мая. Пре­по­ло­ве­ние празд­ну­ет­ся 8 дней, до среды следующей недели.

Это один их древнейших христианских праздников. Ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, поэтому  русский философ и богослов Сергий Булгаков считал, что праздник был  установлен во времена Иоанна Златоуста (конец IV века).

Первые гимнографические произведения к этому празднику появляются,  начиная с V века. Но уже двумя столетиями спустя песнопения к  Празднику Преполовения пишет Андрей Критский (VII век), а затем Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век). Их гимны до сих пор  используются в богослужении.

Праздник Преполовения до 1453 года, когда Константинополь был покорён турками,  являлся одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда,  самого большого христианского храма в мире.

Находясь между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, он связывает эти великие праздники и подготавливает  верующих к приближению Троицы.

На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14-30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос учил в Иерусалимском храме и произнес следующие слова: “Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;  кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.  Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем” (Ин 7:16-18)

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь всем жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия».

В дореволюционной России в этот день после водосвятного молебна жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.