С 24 июня все православные христиане вступают в очередной, летний пост, который  мы называем Петровым. Однако раньше его называли  апостольским, а еще раньше  —  постом Пятидесятницы. Связано это с тем, что, во-первых,  он наступает через неделю после праздника Пятидесятницы, а во-вторых, напоминает о святых апостолах, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия.

Петровым пост сейчас называется потому, что в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, и Церковь благоговейно называет  этих двоих учеников Христа первоверховными, хотя они никогда не считались главными среди других апостолов или превосходящими их честью. Все они, облечены равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи.

***

Что мы знаем об апостолах Петре и Павле?

Святой апостол Петр, до встречи со Христом носил имя Симон и был старшим братом апостола Андрея Первозванного. Петр был рыбаком, имел  жену и детей. Св. Иоанн Златоуст писал, что это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Ко Господу его привёл брат Андрей. Взглянув на простого рыбака Господь нарек ему имя Кифа, что по-сирски или по-гречески  означает Петр, то есть камень.

Господь удостоил Петра (в числе трех учеников) стать свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и  Своего уничижения в саду Гефсиманском.

Петру,  который был готов, по его словам, умереть за Спасителя,  пришлось пережить свое троекратное отречение от Христа и оплакать свой поступок горючими слезами раскаяния.

Это ему была дарована возможность первым из апостолов войти в гроб Спасителя по Его воскресении, и первому из апостолов увидеть воскресшего Спасителя.

Апостол Петр прославился как выдающийся миссионер и проповедник. Сила его пламенной речи была так велика, что  по слову его ко Христу обращались сразу по нескольку тысяч человек. Согласно «Деяниям» апостолов  после обличительных слов Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), умершие воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34), причем исцеление происходило  даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Апостол Петр, проповедуя Евангелие, совершил пять путешествий. Свое последнее путешествие он окончил в Риме. Здесь он с великой верой пламенно благовествовал веру Христову, умножая число учеников. Ему удалось даже обратить ко Христу двух любимых жен императора Нерона, по чьему приказу 29 июня 67 года апостол Петр и был распят. Перед смертью он попросил распять себя головой вниз, чтобы  этим показать свое недостоинство пострадать подобно  своему Божественному Учителю.

История жизни и апостольского служения святого Павла, до этого носившего еврейское имя Савл, не менее чудесна. Воспитанный по иудейским законам, Савл истово ненавидел Церковь Христову. Он даже получил у синедриона власть преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Но однажды случилось чудо. «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

После этого события ярый гонитель христиан стал горячо проповедовать Евангелие. Никакие житейские обстоятельства —  скорбь, теснота, гонение, голод, нагота, опасности, смерть не могли поколебать  в сердце Павла любви ко Господу.

Он постоянно путешествовал в разные страны, проповедуя Евангелие иудеям и язычникам. За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

С тех пор Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветителей и спасителей западного мира от языческого мрака. Прославляя твердость Петра  и разум  Павла, церковь видит  в них образ обращения согрешающих и исправляющихся подобно Петру, и преследующих и затем уверовавших подобно Павлу.

***

Петров пост будет длиться до 12 июля. Петров пост зависит от того, насколько рано или поздно бывает Пасха, и потому его продолжительность колеблется из года в год. Неизменно одно: он всегда начинается  после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Поэтому самый продолжительный пост включает шесть недель, а самый короткий всего неделю и один день.

Петров пост менее строг, чем Великий. В эти дни по уставу Церкви полагается еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла,  в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботу, воскресенье, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему  Церковь настаивает на необходимости  усердного  соблюдения поста?  Дело в том, что пост, который нам предлагается ею, — это не  добродетель как таковая, а лишь первая и необходимая ступень на пути  великой борьбы человека с самим собой для достижения духовного совершенства. Пост требует смиренного отсечения  своей воли по отношению  к определенным вещам. Постясь и находясь в непрестанной молитве, посещая храм Божий, мы получаем те бесценные дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога.