Кондак Креста Господня
глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

DSC09207

14 августа (1 августа по ст.ст) мы вспоминаем сразу несколько событий из жизни Православной церкви.  Прежде всего, это Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня с малым освящением воды и освящением мёда и начало Успенского поста.

За Божественной Литургией настоятелем собора протоиереем Николаем Иноземцевым был совешен торжественный вынос Честнаго Животворящего Креста Господня. Поклониться ему пришло большое количество верующих, и что замечательно, среди них было много детей. Протоиерей Николай с особенной радостью причащал и благословлял юных прихожан.

DSC09183

DSC09173

DSC09172

DSC09195

IMG-20170814-WA0003

Этот праздник всегда очень любили на Руси и именовали «Первым» или «Медовым Спасом».

Происхождение этого праздника связано с древней византийской традицией: 31 июля, накануне праздника,  выносить в Константинополе из царской сокровищницы  Честное Древо Креста для освящения дорог и улиц во избежание эпидемий, часто бывавших в августе. Вслед за этим  Честное Древо Креста  полагали  для поклонения на святой трапезе Великой церкви в честь Святой Софии-Премудрости Божией вплоть до праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Русская Православная церковь соединила это событие с воспоминанием Крещения Руси, происходившим, согласно записям в хронографах XVI века, 1 августа: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1″.

По утвержденному  чину  в этот же день до или после литургии  происходит  малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда. Вот откуда появились в народе названия этого праздника «Первый Спас», «Медовый Спас», «Спас на воде», «Мокрый Спас». С этого дня благословляется вкушение мёда от нового сбора.

Но это, так сказать, фактическая сторона вопроса. А что же в духовном плане значат эти события для православного человека?

Как говорил  в своей проповеди Архимандрит Алипий (Воронов), «выносится Честной и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой».

Неслучайно, что Успенский пост некоторые называют крестным. Начало Успенского поста совпадает с праздником Изнесения Креста Господня. Пост – это время, когда христианину необходимо усиленно работать над  искоренением своих страстей, греховных помыслов и дел. По сути, мы вступаем на крестный путь, осеняемые  Честным и Животворящим Крестом. Середина поста приходится на Преображение Господне, которое своим светом озаряет крестный путь каждого православного человека, способствуя его перерождению и духовному возрастанию в вере, приближению к тому благодатному состоянию, которое христианин обретает в связи с искупительной жертвой Христа и его Воскресением. Завершается  пост праздником Успения, этой непостижимой тайной  исхода Божией Матери, который стал возможен только благодаря победе Христа, одержанной над смертью подвигом своих крестных страданий. Таким образом, страшный и славный Крест Господень  из орудия казни становится орудием силы и славы. Воспоминания о нем на протяжении всего поста  подвигают нас на размышление не только о  тайне смерти, но прежде всего  о тайне жизни вечной, чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим кратким Успенским постом, который  по милости Божией Матери  оказывается ещё и самым сладким. И не только потому, что начинается с освящения мёда, но и потому, что каждый из нас ощущает духовную сладость от прикосновения Креста Христова к нашей жизни.