20 февраля минуло два года, как преставился ко Господу насельник  Троице-Сергиевой Лавры, «старец всея Руси» — архимандрит Кирилл (Павлов) — духовник трех Патриархов  и  множества священнослужителей и мирян.

Молитвенно поминая о. Кирилла и преподанные им дары братской любви и единения, предлагаем вам, дорогие читатели,  вспомнить духовные наставления старца:

Чтобы уметь приобретать добродетели, необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Христиане уподобляются воинам, которые должны всегда быть на страже своего сердца и не допускать, чтобы сердцем овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это опаснее всякого внешнего врага.

Грех затмевает очи души нашей: ум, совесть, сердце – и ослепляет их до такой степени, что люди видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13:13).

Греховные язвы, худые наклонности и желания, нарушающие покой и мир души, преобладают и в нас, и мы не освободились от них. Господь принес нам искупление – дал нам лекарство от застарелой болезни, но оно действует при условии нашей собственной деятельности.

Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения.

Дух превозношения присущ каждому из нас, и борьба с этим недугом должна больше всего занимать наше внимание. От христиан прежде всего требуются смирение, кротость, самоотвержение и любовь к другим. Гордость же, напротив, есть мерзость пред Господом. Гордыня есть источник и корень всех грехов и беззаконий. Гордостью пал диавол, из ангела светлого и чистого сделался начальником всякой нечистоты и злобы.

Страсть любоначалия присуща нашей греховной горделивой человеческой природе, и она проявляется во всех областях человеческой жизни. … С этим пороком связывается скрытая, тайная гордость, и поэтому когда у нас есть страсть учить других, наставлять, обличать, то это признак одержимости нашей души пороком властолюбия, любоначалия; и поэтому- то мы и молимся.

Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и благовония самого благовонного вещества, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя слова осуждения, злоречия, клеветы, лести и так далее.

В чем состоит смиренномудрие? Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрывать в себе доброе, искоренять все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от благодати Божией, а не от собственных усилий.

Пресвятая Богородица особенно благоволит к душам непорочным, будучи Сама светлейшей солнца. Ее веселят души чистые, поэтому нужно всемерно заботиться об очищении души от всякой греховной скверны и утверждении противоположных страстям добродетелей.

Без смирения нет и спасения, потому что только тогда все наши добродетели имеют цену в очах Божиих, когда утверждаются они на смирении. Смиренный человек чем больше получает, тем более бывает признателен Богу и тем более сознает свою собственную нищету. Только смиренномудрием приумножаются все дары благодати, и один только смиренномудрый не падает, потому что он держит себя ниже всех и ему нет места куда упасть.

Без терпения невозможно обойтись ни в одном несчастье, ни в одной скорби. …Терпением человек приобретает блага и сохраняет их, безвредно выдерживает приражения зол – потеряв терпение, он тотчас оказывается в опасности утратить благо или, что еще хуже, сделать зло.

…Под целомудрием в его общем понимании нужно разуметь общее благодатное неиспорченное состояние человека: его честность, правдивость, чистоту сердца и ума, благое направление его воли и т.д. … Ничто так не делает нас приятными и любезными Богу, как целомудрие, и ничто так не украшает человека во всяком возрасте, как чистое, целомудренное состояние его души.

Ничто так не родственно нашей природе, как добродетель любви, потому что в наше естество вложено Творцом стремление к благорасположению, стремление любить друг друга. Сам Бог в Своем Существе есть Совершеннейшая Любовь, и ничто так не приближает нас к Нему и не делает Ему подобными, как добродетель любви. Любовь есть корень и вершина, начало и венец всех добродетелей, союз совершенства (см.: Кол. 3:14).