14 января (1 января по ст.стилю) в православной церкви установлено торжественное почитание двух событий: Обрезания Господня и Преставления святителя Василия Великого.

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии в уникальной семье, где к лику святых позднее оказались причислены его мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января).

Отец святителя был адвокатом, человеком большой грамотности. Именно  под его руководством Василий получил начальное образование. Полученные дома знания позволили ему  затем  обучаться у лучших учителей Кесарии Каппадокийской. В процессе учёбы он познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января). В более старшем возрасте Василий обучался в школах Константинополя,  а для завершения обучения  отправился в Афины, которые тогда были центром классического образования.

В Афинах Василий Великий углубился в изучение всех доступных научных и теологических знаний. «Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы», — писали биографы святителя.

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толковате-лей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование Констанция (337–362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим». (По материалам сайта «Православие.ru»)

Накануне  праздника в Казанском соборе на Красной площади состоялось Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма о. Николай Иноземцев.

 

IMG-20190114-WA0008 IMG-20190114-WA0012 IMG-20190114-WA0013 IMG-20190114-WA0014 IMG-20190114-WA0018 IMG-20190114-WA0019 IMG-20190114-WA0021 IMG-20190114-WA0001