Храм в Дубровицах

27 июля группа паломников нашего храма посетила один из интереснейших в архитектурном отношении храмов Подмосковья — храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах близ Подольска.

IMG-20190728-WA0027

Эта великолепная по своему архитектурному убранству церковь — центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы. Первое письменное упоминание о старинном селе Дубровицы относится к 1627 г. В то время усадьбой владел боярин И. В. Морозов. Позже имение перешло в руки представителей таких дворянских фамилий, как Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. В Дубровицах не раз бывали представители Дома Романовых и послы иностранных государств…

Усадьба расположена на живописном возвышении меж старинных дубрав у слияния рек Десны и Пахры, отсюда и появилось, возможно, название Дубровицы.

IMG-20190728-WA0004

Храм по праву считается одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. Предположительно  можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились не только русские мастера, но и иноземные.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.  В 1689 г. он был оклеветан перед царем, и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Но уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву. Гнев самодержца прошел, и он пожаловал опальному князю боярское достоинство. В знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах. На его месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года, деревянную церковь разобрали и перенесли в соседнее село Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, который изобилует в  Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Строительство храма было закончено к 1699 г. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, скорее всего,  князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана, а последний отказался освящать храм, сославшись на не характерный и не традиционный архитектурный стиль.  Как бы то ни было, освящение храма совершил  митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

Архитектура храма действительно уникальна. Основание его представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с  коринфскими капителями, но  не классической формы, а свободно стилизованными. Высокий фундамент обведён открытой  папертью, обильно декорированной резьбой и орнаментом, расположенным вдоль всего парапета. У церкви четыре лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов.  Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании.

Храм богато украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны Григорий Богослов, а с правой — Иоанн Златоуст. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Грани восьмерика разделяют скульптуры 12-ти апостолов: восемь скульптур по углам и четыре — перед окнами.

IMG-20190728-WA0015

IMG-20190728-WA0019

IMG-20190728-WA0020

IMG-20190728-WA0006

Венчают храм купол с оконными проёмами  в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона.

Изобилие скульптур, наличие  круглой скульптуры, свободно стоящие статуи, роскошные фрукты, цветы – это для русской православной архитектуры абсолютная редкость. При этом  все детали абсолютно разные!

Оформление_стены_Знаменской_церкви_(Дубровицы)

Однако состояние этой резьбы крайне удручающее! Сегодня храм нуждается в дорогой и сложной реставрации. Всемирный фонд памятников, рассчитывая привлечь особое внимание, включил его в один список с древним перуанским Мачу Пикчу и Собором Святого Семейства архитектора Гауди в Испании. 150 лет назад деньги на ремонт церкви уже собирали всем миром. Похоже, история повторяется. Белокаменные фасады медленно разрушает вода, ветер и микроорганизмы, живущие в порах. К гибели многих статуй приложили руку в советское время борцы с религией. С крыши храма особенно хорошо видно, как пострадал он от времени. У одной статуи нет головы, у другого ангела – одного крыла. И таких, казалось бы, незначительных, невидимых снизу утрат, на самом деле, очень много. Золотую корону, венчающую храм, время не пощадило вовсе. Реставраторы  заменили ее, а также пробурили уже больше сотни скважин по периметру церкви, куда  заливают специальный раствор, чтобы заполнить пустоты и трещины в фундаменте. Он  серьезно пострадал еще 80 лет назад от взрыва колокольни, стоящей рядом. Местному совхозу тогда понадобились стройматериалы, а в храме устроили склад. До уникальной резьбы и икон никому не было дела.

храм_Знамения_и_взорванная_колокольня,_1930_г

Но несмотря ни на что,  в храме ежедневно ведутся службы и возносятся молитвы ко Господу. Главная святыня храма — икона Божией Матери “Знамение”, написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанам. Еженедельно перед иконой служится молебен с чтением акафиста.

IMG-20190728-WA0017

IMG-20190728-WA0012

1

Вверх