Православная Казань

С 9 по 11 мая группа прихожан Казанского собора на Красной площади совершила паломническую поездку по православным святыням Казани под духовным руководством клирика собора протоиерея Иоанна Сироты.

20190511_112727

Поездка  оказалась для всех нас очень полезной и поучительной, и огромная заслуга в этом нашего духовного наставника батюшки Иоанна! Именно его вдумчивым попечением и внимательным  отношением к нуждам и пожеланиям каждого участника паломничества была создана та удивительная атмосфера любви, взаимопонимания, дружеского участия  и поддержки, которая сопровождала нас во всё время этого увлекательного путешествия.  Подлинная, горячая, искренняя и живая вера самого о. Иоанна  помогла и нам укрепиться в Православной вере, глубже проникнуться  её идеей любви и жертвенности.  Мы поняли это,  когда рано утром, приехав в Москву и забросив домой багаж,   поспешили в храм, ибо почувствовали непреодолимое желание вновь оказаться в живительной атмосфере родного Казанского собора, услышать до боли знакомые песнопения и славословия, произносимые за Божественной литургией  отмечаемого в этот день праздника Жён-Мироносиц.

 

Поездка, несмотря на достаточно короткий временной промежуток, получилась очень насыщенной. Нам  удалось всего за 3 дня посетить 5 монастырей и 6 храмов! Даже неожиданная для жителей Казани в эту пору жара, превышающая + 30  С, не  помешала   утолить духовную жажду.

Ранним утром, сойдя с московского поезда, мы отправились в Казанский Богородицкий монастырь. Именно здесь до 1904 года находилась величайшая святыня – чудотворная икона Казанской Божией Матери, чтимый список с которой до 1917  года находился в нашем Казанском соборе на Красной площади.

Казанский Богородицкий монастырь был основан по указу царя Ивана Грозного на месте обретения иконы Казанской Божией Матери. История создания этого монастыря начинается с 8 июля 1579 года, когда 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах, произошедших от иконы, впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра. Дальнейшая судьба девочки, к сожалению, неизвестна.

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани, а в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его.

Паломники рекой стекались в Богородицкий монастырь, и постепенно он стал самой известной святыней Среднего Поволжья.

В 1764 году по указу Екатерины II была проведена секуляризация монастырей, поделившая все обители России на штаты. Богородицкий монастырь был причислен ко второму классу, а в 1809 году — к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции. Территория монастыря занимала тогда несколько гектаров, а его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого русского архитектора И. Старова  на месте обветшавшего каменного собора 1590-х гг. Его площадь составила 49 на 43 м, а высота — 44 м. Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами — со всех сторон, кроме алтаря.

20190510_132014

 Смотровая площадка Кремля. Вид на Казанский Богородицкий монастырь.

На территории монастыря находились к северу от главного собора  Никольский храм (1810-1816 гг.) и к югу — Крестовоздвиженский (1882-1884 гг.), которые также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. Ещё 2 основных корпуса — Настоятельский и Никольский (1820-е — 1840-е гг.), составили собой гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения — 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь. Обе построены в середине XVII в.).

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филологический факультет Казанского педагогического института.

Возвращение обители Русской Православной Церкви началось в  1994 году. Сначала  была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004-2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм.

21 июля 2005 г. произошло знаменательное событие. Патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, список был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века. И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году — он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.

Тем не менее, Ватиканский список почитается и считается чудотворным.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек.

20190509_110722

 Перед входом в главный собор монастыря

20190509_110254

 Иконостас собора

20190509_105811

 

IMG-20190509-WA0039

 Перед иконой Божией Матери «Казанская»

Еще одна жемчужина Казани – Благовещенский собор Казанского Кремля. Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, традиционно считающимся создателем Собора Василия Блаженного в Москве.

Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, построенной за три дня 4 — 6 октября 1552 года, сразу после взятия Казани Иваном Грозным. Иван Грозный сам выбирал место для постройки деревянной церкви. По преданию он вбил деревянный крест в то место, где должна стоять церковь и лично участвовал в её строительстве.

28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, возглавляемой первым казанским архиепископом Гурием.

Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII веке с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 году к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными.

20190510_132323

 

Благовещенский собор Казанского Кремля. 

В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Сначала собор был расписан фресками, пять из которых — три в молельном зале и две в алтарной части — сохранились до наших дней. Однако в XIX веке собор был расписан известным русским художником Сафоновым. Потолочная роспись в трапезной рассказывает об истории обретения иконы Казанской Божьей Матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы.

Собор сильно пострадал во время пожара в 1815.

С 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии.

В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов.

С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан ввиду того, что Кремль был объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора некоторые святыни, в том числе раку мощей архиепископа Гурия (Руготина), Казанского чудотворца.

С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Долгое время бытовало мнение, что Благовещенский собор — это не что иное, как перестроенная татарская мечеть. И только в конце прошлого века было окончательно доказано, что собор был построен на пустом месте. Во время реставрационных работ под собором была найдена монашеская келья святого Гурия — первого крестителя Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно некрополь, поскольку здесь похоронены все архиепископы Казанские, которые умерли до революции 1917 года. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

20190510_132840

 Благовещенский собор и памятник русским и татарским зодчим.

20190510_131232

 У Казанской иконы Божией Матери.

20190510_130705

 У раки с мощами святителя Гурия архиепископа Казанского

20190510_130415

 

На улице Баумана, одной из центральных в Казани, напоминающей по своему функционалу наш Старый Арбат, сохранился удивительный Никольский кафедральный собор, которому очень повезло, поскольку он не закрывался в годы безбожной власти. Поэтому сюда свозили святыни из многих закрытых и разрушенных храмов Казани.  В настоящее время в соборе хранятся уникальные казанские святыни: чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона пресвятой Богородицы ( главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря Казани); Образ Божией Матери «Всеблаженной», отмеченный мироточением; икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; икона Божией Матери «Всецарица»; чудотворная икона святителя Николая; икона блж. Ксении Петербургской и блж. Матроны Московской и многие другие святыни. Также стоит отметить иконы преподобного Сергия Радонежского и праведного Симеона Верхотурского с частицами мощей.

20190510_123810

 

 храм на Баумана

Ещё один необыкновенной красоты храм г. Казани — Петропавловский собор. Этот выдающийся образец нарышкинского барокко, построенный в 1722 году,  включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.

Храм был возведен в Казани в честь титульного святого Петра Первого. его строительство связано с  посещением города в 1722 году Петром I. По пути в Персию  Петр проезжал через Казань, где собирался посетить Адмиралтейскую слободу, в которой строились корабли для русского флота, а также государственные мануфактуры, на которых шилась солдатская форма для русской армии.

Адмиралтейской слободой царь Петр остался очень доволен.  А вот государственные мануфактуры, где условия для рабочих  были крайне плохими,  Петра весьма огорчили. Он решил подарить их купцу Иван Афанасьевичу Михляеву, в доме которого  он и остановился в Казани, чтобы отпраздновать свой день рождения.

Как гласит предание, в честь русского царя Михляев поклялся построить в г. Казани красивый православный храм, который стали возводить силами казанских архитекторов. Однако, когда собор был почти готов, здание рухнуло. Тогда Петр послал в Казань московских мастеров. Но присутствие местных зодчих  всё-таки заметно по тем пышным восточным декорам, которые так украсили храм, отчего он и  выделяется из общего контекста нарышкинского барокко.

Его необычный вид — пестрота красок, лепнина из фруктов и цветов — наводит некоторых ученых на мысль, что в строительстве участвовали также и татарские мастера, так как именно такие украшение свойственны татарской архитектуре.

В соборе имеется иконостас, высота которого 25 метров. Это один из немногих сохранившихся в Казани иконостасов, покрытых сусальным золотом. Он состоит из семи рядов, что также очень необычно для православного храма. В нижнем ряду иконостаса верхнего храма находится почитаемая икона свв. апостолов Петра и Павла, единственная сохранившаяся без поновлений от первоначального иконостаса.

После революции 1917 года в Петропавловском соборе находился планетарий, в 90-е годы собор был возвращён верующим.

В Петропавловском соборе находятся мощи местночтимых казанских святых, обретенные в 1995 году при раскопках «пещерки»  Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле:

  • в верхнем храме — преподобных Ионы и Нектария Казанских (XVI век), отца и сына бояр Застолбских — сподвижников святителя Гурия Казанского;
  • в нижнем храме мощи святителя Ефрема, митрополита Казанского (†1614), преемника на казанской кафедре сщмч. Ермогена, впоследствии патриарха всея Руси. Святитель Ефрем благословил на ратный подвиг войско К. минина и князя Д. Пожарского списком с Казанской иконы Божией Матери (сейчас находится в елоховском соборе Москвы). В 1613 году митрополит Ефрем венчал на царство Михаила Феодоровича Романова.
  • В алтаре нижнего Сретенского храма — мощи святителя Епифания архиепископа Иерусалимского.

20190510_110546

В верхнем храме собора

20190510_105909

20190510_110012

20190510_110118

У частицы мощей старицы Матроны Московской

20190510_111028

В нижнем храме собора

Богоявленский собор г. Казани ассоциируется  в памяти прежде всего с  образом колокольни — самой высокой в Казани, да и на всех Волжских землях — 74 метра! Она стала одним из символов Казани, его украшением и доминантой, удачно вписавшись в архитектурный облик города.

 Огромная колокольня, которую называют еще «башней Богоявления», не всегда была такой. Первоначально в комплекс храма входила невысокая двухъярусная звонница с шатровым завершением, снесенная в 1909 году. Новая, 74-метровая колокольня Богоявленской церкви, построенная в 1895-1897 годах на средства, завещанные купцом И.С. Кривоносовым, представляет самостоятельную архитектурную ценность. Это настоящий шедевр, созданный архитектором М.Д. Михайловым, краснокирпичное кружевное чудо, сплошь сложенное из объемных узоров. В настоящее время благодаря подсветке, вспыхивающей с наступлением сумерек, колокольня производит сказочное впечатление.

20190509_164545

На колокольне. С высоты птичьего полёта.

Сам Богоявленский храм, в отличие от колокольни, долгое время оставался в тени, а ведь он почти втрое старше, чем его колокольня! Построенный в 1741 году в самом центре города на средства купцов С.А. Чернова и И.А. Михляева, этот пятиглавый храм в течение двухсот лет являлся обычной приходской церковью, и это несмотря на его большие — поистине соборные — размеры! Среди ее прихожан значились многие аристократы и предприниматели города. В феврале 1873 года в храме был крещен будущий великий оперный певец Федор Иванович Шаляпин.

20190509_163050

В двадцатом веке  самый вместительный храм, расположенный в центре города, наконец-то обрел заслуженный статус собора и  почти на 20 лет стал кафедральным. Но это только потому, что революция повлекла за собой закрытие многих приходских храмов, в том числе и Благовещенского собора Кремля, являющегося древней кафедрой Казанских Архипастырей.

Безбожное время не пощадило Богоявленский собор: некогда весьма нарядный храм в стиле русского барокко был сильно обезображен, интерьер разрушен, святыни расхищены, купола снесены. Какое-то время в нем размещался университетский спортивный зал, поэтому после возвращения собора общине в 1997 году потребовалась весьма значительная его реставрация.

Зилантов Свято-Успенский монастырь расположен в г. Казани на Зилантовой горе, в 2-х с лишним километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу реки Казанка.

20190510_143630

Монастырь основал лично Иоанн IV 15 октября 1552 года после взятия города на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесён на вершину горы. Монастырь окружён каменной стеной. Название монастыря связано с преданиями о мифическом существе Зиланте.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. В нем находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита (1720), жилые и хозяйственные постройки.

К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя иконы Спаса Нерукотворного, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В дошедшем до наших времен виде новый храм освящен 30 августа 1823 года архиепископом Амвросием.

Kazan Church of Image of Edessa 08-2016.jpg

Храм-памятник с церковью во имя иконы Спаса Нерукотворного

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года — Новокрещенская школа. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил, автор первой в России многотомной истории философии.

В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви — 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса — 1808).

20190510_143901

Всехсвятская церковь, 1681 г.

Бывший мужской монастырь сейчас возрожден как женский.

Все новые сооружения на территории монастыря — это архитектура XXI века. Исключение составляет недавно возведенный Троицкий собор — точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры.

20190510_141014

Перед Троицким собором.

Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Он находится в самом центре Казани, напротив Казанского кремля и известен с 1560-х годов. Основанный свт. Германом, архиепископом Казанским в 1564 — 1566 гг., в честь Ивана Грозного, монастырь первоначально был приписным к Свияжскому Успенскому монастырю. С конца XVI в. стал самостоятельной обителью.

Изначально все постройки как обычно были деревянными. Когда в 1649 г. пожар уничтожил все строения,  в 1649 — 1652 гг. монастырь заново отстроили в камне на средства богатого московского купца Гавриила Фёдорова-Антипина. Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников. Они определили собой облик небольшого монастырского ансамбля. составляющего всего 1 га. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет — Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887 — 1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором, но более крупных размеров.  Этот собор также снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани.

Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. После реформы он оставлен «за штатом» — т. е. без государственного жалования, на своём содержании. В XIX в. за счёт частных пожертвований (особенно много после пожара 1815 г., а также при строительстве собора в 1887 — 1894 гг.) Иоанно-Предтеченский монастырь практически сравнялся по запасам капитала с большинством других монастырей Казанской епархии. Братия его выросла с 11-12 человек в начале XIX в. до 30 человек в начале XX в.

В 1920-х гг. в монастыре размещалось епархиальное управление. В 1922 г., после ареста митрополита Кирилла (ныне прославлен в лике святых новомучеников XX века), его захватили «обновленцы», а в 1929 г. монастырь был закрыт. Постройки использовались как обычные жилые дома.

Вновь передан церкви в 1992 году. С 1994 года возобновились службы в отреставрированном Введенском храме. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского. Сегодня монастырь известен своей благотворительной деятельностью. В нем находится единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих. Также монастырь обеспечивает временной работой бездомных.

Главная святыня обители — Мощи Святителя Германа Казанского

20190510_122052

В уютном уголке монастыря.

Раифский Богородицкий мужской монастырь основан иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре в Москве. Будучи насельником Чудова монастыря,  он являлся очевидцем мученического подвига святого Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Казань же свято хранила память о  славном архипастырском служении святителя Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского.

Когда спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, он поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника. Они стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.

Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. Начиная с 1670 года, когда по челобитной игумена Савватия царю Алексию Михайловичу, монастырь получил пустошь над рекой Камой, Раифская обитель стала прирастать лесами, лугами и пашнями. Однако в 1689 году пожар истребил все монастырские строения вместе с утварью. Обитель пришла в крайнее запустение, и только заботой правящих архипастырей Казанских Адриана (будущего патриарха Московского и всея Руси), Маркелла и Тихона III монастырь вновь расцвел.

По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов, считая придельные. Почти все церкви получили вклады от митрополита Тихона и от именитых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П. Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благотворителя Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (ум. 1901). По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому можно было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, игумен встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к отцу Вениамину, игумен, благословив их, спросил девочку:

— Как тебя зовут? Та ответила: «Мася».

— Сколько тебе лет? — Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет.

— Ну хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?

— Строй.

— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал:

— Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

На что игумен ответил:

— Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.

— Ну вот слава Богу, — ответил купец, — так я вам сегодня же начну перевозить кирпич…

14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящен во имя Архангела Михаила, в честь небесного покровителя купца Михаила Атлашкина.

В советское время на территории монастыря находилась тюрьма для политических заключенных, позднее колония для малолетних преступников. После того, как монастырь был возвращен верующим, колония была перенесена в здание по соседству с монастырём. Насельники обители окормляют  малолетних заключенных, оказывая им посильную духовную помощь и поддержку. В обители действует также детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей из неблагополучных семей.  Кроме монастырских послушаний, на насельников монастыря возложена и ответственная обязанность по охране близлежащей территории от пожаров. Насельники монастыря прошли подготовку по курсу пожаротушения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.  В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.   

20190511_112727

Возле собора Живоначальной Троицы.

20190511_115240

20190511_115158

 У иконы Божией Матери «Грузинская»

20190511_115754

Иконостас собора Грузинской иконы Божией матери.

20190511_115631

У иконы Божией Матери «Всецарица»

IMG_6745

На монастырской площади.

Славится монастырь и своим вокальным квартетом «Притча». Нам повезло услышать их исполнение.

20190511_122124

На берегу монастырского озера, где живут безмолвные лягушки.

В монастыре есть ещё одна «достопримечательность» — молчаливые лягушки. Согласно монастырскому преданию, когда монахи только поселились на берегу озера, здесь неистово  квакали лягушки, мешая монахам молиться. Тогда иноки обители обратились к Богу с молитвой о помощи: усмирить громогласных земноводных. И случилось чудо — лягушки перестали квакать и молчат до сих пор! Этот феномен вызвал необыкновенный ажиотаж среди учёных. В недавнее время сюда со своими местными лягушками приезжали французы. Но как только шустрые иноземные лягушки оказались на территории монастыря, кваканье немедленно прекратилось. Никакие попытки заставить их произнести хоть звук не дали результатов. Обескураженные учёные уехали не солоно хлебавши, а их лягушки вновь обрели голос за воротами монастыря. Вот какова сила искренней молитвы!

На одной из улочек в центре Казани нам удалось обнаружить не так давно построенный храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской, подворье Раифского монастыря. Построенный на деньги благотворителей и прихожан,  храм был священ 10 декабря 2010 года.Больше всего нас поразили  необыкновенные по красоте, сочности колорита и тонкости работы витражи храма. Они создавали  возвышенное ощущение торжества жизни и веры в противовес драматичным повествованиям икон, запечатлевших сцены страдания и казней  Новомучеников и исповедников Российских.

IMG-20190512-WA0016

  IMG-20190512-WA0022 IMG-20190512-WA0023 IMG-20190512-WA0026 IMG-20190512-WA0027 20190510_102108

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь находится в городе Свияжске (ныне это село на однодноименном острове в устье реки Свияга).  Город был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск, откуда Иван IV планировал начать военный поход на Казань  в борьбе с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. Хотя в последующие века Свияжск теряет то значение, которое имел прежде, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. В XX веке судьба Свияжска была ужасна. После 1917 года в городе начались репрессии. В ходе гражданской войны в 1918 году под Свияжском происходят ожесточенные бои, председатель Реввоенсовета Советской России Лев Троцкий вводит здесь первую в Красной Армии децимацию — расстрел каждого десятого, заградительные отряды. С конца 1920-х годов Свияжск являлся местом изоляции заключенных, филиалом ГУЛАГа. Он приходит в запустение, уничтожаются и подвергаются поруганию церковные святыни, памятники истории и культуры. В монастыре на острове размещается психиатрическая лечебница. Несколько десятков тысяч заключенных  навсегда осталось лежать в Свияжской земле. Во время реставрационных работ на территории монастыря были вскрыты массовые захоронения несчастных узников лагеря. Возле храма свв. Константина и Елены ныне находится огромная братская могила, где перезахоронены найденные останки. Сюда постоянно приезжают пожилые люди, которые когда-то родились на территории лагеря и чьи матери умерли здесь от невыносимых условий содержания.

После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров, что очень осложнило жизнь местных жителей.  В 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России,  а в  1997 году в ведение Казанской православной епархии был передан Успенский Богородицкий монастырь, призванный оживить древний город, привлечь к восстановлению памятников истории и культуры реставраторов, поднять из руин весь остров-реликвию. Сейчас остров-град Свияжск включен в предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

IMG_6777

Перед Надвратным храмом Воскресения Господня.

IMG_6771

В соборе «Успения Пресвятой Богородицы»

В IMG_6790

На смотровой галерее Надвратного храма Воскресения Господня.

20190511_135841

IMG_6822

На улице Свияжска на фоне церкви Свв. Константина и Елены.

IMG_6809

На улицах Свияжска. Вид на монастырь. Слева здание бывшей женской тюрьмы в ГУЛАГе.

20190511_154730

В соборе иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Казань  — один из самых многонациональных городов России, где исторически тесно переплетаются две религии: ислам суннитского толка и православие, что  обусловлено исторически. Изначально, во времена Казанского ханства, здесь главенствовал ислам, но после победоносного покорения ханства Иваном IV Грозным и присоединения  Казани к России, ведущее положение стало занимать Православие. До сих пор на территории Казанского Кремля соседствуют Благовещенский собор и мечеть Кул-Шериф. Наша любознательная паломническая группа  осмотрела это архитектурное сооружение.

IMG_6663

Мечеть, безусловно, поражает своей монументальностью и художественным оформлением с использованием очень дорогих и сложных строительных материалов, интересных архитектурных решений.

__________//____________

В то же время именно здесь, в Казани, мы поняли и почувствовали разницу: красота наших православных храмов не просто великолепна и миролюбива, она живоносна и одухотворяюща. Наши православные храмы, помимо архитектурных достоинств и великолепия внешнего, наполнены глубокой внутренней красотой и теплотой духовной. Когда ты оказываешься в православном храме в окружении святых икон и видишь внимательный взгляд Христа или нежный и трогательный лик Богородицы, то живо ощущаешь присутствие Духа Святого. Когда, прикладываясь с трепетом к нашим православным святыням — иконам и мощам угодников Божиих, ты мысленно благодаришь их за помощь или  обращаешься к ним со своими мольбами, то в этот момент явственно чувствуешь, что тебя слышат, действительно слышат,  и ведут с тобой молчаливый диалог. И слёзы умиления наворачиваются на глаза,  душа же ликует и наполняется радостью.

Вверх