Экскурсия в Новоспасский монастырь

2 июня группа прихожан Казанского собора на Красной площади по инициативе и под руководством протоиерея Иоанна Сироты совершила паломническую экскурсию в Московский Новоспасский монастырь.

     От души благодарим о. Иоанна за такую уникальную возможность ещё глубже проникнуть в историю монастыря и  узнать более подробно  о его святынях, насельниках и попечителях, а также о драматических событиях, разворачивавшихся за стенами обители; погрузиться в атмосферу этого удивительного места и увидеть его не только с земли, но и с высоты птичьего полёта — с его знаменитой колокольни.

IMG-20190602-WA0000

     Новоспасский монастырь был  первой иноческой обителью Москвы. Основал его  в XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский, сын св. блгв. великого князя Александра Невского. Первоначально монастырь был заложен на том месте, где теперь находится Данилов монастырь.

     Однако на этом месте Спасский монастырь пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Уже сын святого Даниила Московского, благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, перенёс в 1330 году иноческую обитель в Кремль, поскольку был весьма набожным и хотел, чтобы она находилась поближе к его дворцу. Монастырь расположился на Боровицком холме возле храма Преображения Господня. Сначала храм был деревянный, но уже через год началось его обновление в камне.

      Но, когда во время правления Ивана III началось активное строительство на территории Кремля и супруга князя Софья Палеолог затеяла возведения новых великокняжеских палат, Спасский монастырь оказался буквально зажат новыми постройками. Тогда Иван III принял решение перенести монастырь на так называемый Васильевский стан за Москвой-рекой. Место это было легендарное и потому выбрано неслучайно. Когда-то здесь стоял со своим станом князь Василий Тёмный против татарского хана. Высокий берег реки был опорным пунктом при защите южных рубежей Москвы.

      По новому месту Спасо-Преображенский монастырь стали называть Спасом на Новом, а впоследствии — Новоспасским. Первоначально все постройки монастыря  были деревянными. В 1491 году был заложен, а в 1497 году освящен соборный храм в честь Преображения Господня.

    При Иване Грозном  в монастыре усилили крепостные бревенчатые стены с башнями, выстроили дополнительно острожек, укрепив его земляным валом, тыном и окружив рвом. Монастырь превратился в могучую крепость.

       Татары не раз атаковывали обитель, защищавшую столицу от нападения. В 1521 году крепостные стены  выдержали осаду татарского хана Махмет-Гирея, а в  1571 году —  крымского хана Давлет-Гирея. По сигналу тревоги охранявшие монастырь стрельцы встречали врагов частыми залпами пушечного и ружейного огня, в упор били  из нижних бойниц, прицельным залпом разили из бойниц второго яруса крепостных стен и башен и  вели перекрестный огонь по осаждающим из бойниц третьих ярусов. Монахи тоже не оставались в стороне во время боя. Они разводили костры и в чанах готовили кипяток или горячую смолу, чтобы потом лить их на головы штурмующих стены врагов.

       В самом начале XVII столетия  обитель столь же успешно выдержала осаду польских интервентов. У стен Новоспасского монастыря русское ополчение сосредотачивалось для окончательного освобождения столицы от польско-литовских захватчиков. «У стен Новоспасского… в 1612 году на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». Со времени вступления на престол царя Михаила Феодоровича Романова   Новоспасский  монастырь переживает второе рождение. Это связано с тем, что  в 1498 году  в обители был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых, основатель династии. С XVI столетия в монастыре стали хоронить и других представителей этого боярского рода. Здесь же похоронена и инокиня Марфа — мать царя Михаила Фёдоровича. Еще при своей жизни великая старица Марфа пожаловала в обитель несколько старинных родовых вотчин. Одно них село Домнино в Костромском уезде,  откуда был родом Иван Сусанин. Это село было даром матери царя Всемилостивому Богу за спасение не только ее сына, но и целого Отечества от Смуты. Именно старица Марфа поставила в соборной церкви  образ Смоленской Божией Матери «Одигитрия»,  украшенный  драгоценными каменьями и жемчугом. Эта икона и поныне находится в местном ряду иконостаса.

IMG-20190602-WA0001

В Спасо-Преображенском соборе. В иконостасе икона Божией Матери «Смоленская» — подарок инокини Марфы.

        Династия Романовых на протяжении всей своей истории покровительствовала обители, жалуя на помин души предков  драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги. Все эти дары впоследствии составили богатейшую ризницу монастыря.

       Преодолевая последствия Смутного времени и проводя работы по благоустройству обители отец царя Михаила Романова Святейший патриарх Филарет в 1620-х годах  «своею патриаршею казною» построил каменную шатровую колокольню с храмом во имя преподобного Саввы Освященного в ознаменование того, что в день памяти этого святого, имя которого в переводе означает «плен», Филарет был освобожден из польского плена. Тогда же был построен и настоятельский корпус. Позднее по указу царя Михаила Феодоровича в 1640-1642 годах вокруг обители были возведены каменные стены с башнями и стрельницами, устроены братские кельи. Протяженность новой стены составляла 650 метров, высота достигала 7,5 метров, а толщина равнялась двум метрам.  Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам (до постройки существующей колокольни в ограде монастырь имел восемь крепостных башен, не считая двух маленьких, которые были выстроены с прибавлением территории монастыря для хозяйственных нужд в начале XIX века). Под башнями хранились боевые припасы, а подземные ходы вели к реке. Доступ в монастырь открывали трое ворот. Восточные — для верующих. С  юго-восточной башни — для подъезда к настоятельским кельям и для хозяйственных надобностей. Северные выходили к рыбным прудам. Строительные работы производили вызванные из отдаленного Белозерского монастыря опытные мастера городового дела, чтобы «у Спаса на Новом месте ограду делать».  Каменщики и кирпичники поселились близ монастыря целыми слободками. Отсюда на карте Москвы появились современные названия улиц Большие и Малые Каменщики.

       9 сентября 1647 года новый каменный Спасо-Преображенский собор был торжественно освящен Патриархом Иоасафом в присутствии царя.

IMG-20190602-WA0002

Перед Спасо-Преображенским собором.

        Этот величественный, на высоком подклете  пятикупольный собор был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православным традициям. Простота и строгость внешних форм, ровный белый цвет контрастировали с распространенными в ХVII веке красочным узорочьем  и причудливостью архитектурных деталей. Преображенский собор встал в один ряд с Успенским собором Кремля, связав воедино старую и новую страницы своей истории. Даже Петр I, не питавший особой «любви к монастырям», повелел в 1689 году украсить монастырский собор росписью, а в 1717 году, в знак особого внимания к усыпальнице своих предков, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов.

       В 1810 году на территории обители была похоронена инокиня Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Досифея (Августа Тараканова). Есть основания считать, что она была дочерью императрицы Елизаветы Петровны от её тайного брака с Алексеем Разумовским.

      Тяжелым испытанием для монастыря, как и для всей страны, стало нашествие Наполеона. Обитель подверглась разрушению и поруганию от неприятеля (в Знаменской церкви французы устроили конюшню),  пострадала от вспыхнувшего пожара.  Петровский колокол, к сожалению, во время пожара упал на нижний ярус, пробив перекрытие и повиснув на каменных конструкциях. Сверху на него упал другой колокол, поменьше, и расколол его. Сегодня на колокольне висит новый колокол чуть меньшего размера —  в 1000 пудов. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под Спасо-Преображенским собором, чтобы взорвать его, но, к счастью,  не успели.

IMG-20190602-WA0018Новый колокол на колокольне. 

      В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт а к осени того же года здесь уже действовал концентрационный лагерь. В уютном итальянском дворике, который образуют 3 храма обители, происходили массовые расстрелы заключенных. Затем здесь находилась женская тюрьма, потом исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, где нашли упокоение многие известные русские люди, в том числе художник Ф.С. Рокотов, бояре Колычевы, князья Черкасские, Урусовы, Лобановы-Ростовские. Документы, касающиеся некрополя также были уничтожены, в связи с чем установить места конкретных захоронений не представляется возможным. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. Люди проживали даже на ярусах монастырской колокольни, построенной архитектором Жеребцовым, который и покоился с 1784 года под сводами своего детища.  Ныне идёт масштабная реставрация колокольни и на втором её ярусе реконструируется храм.

IMG-20190602-WA0034

На втором ярусе Колокольни.

IMG-20190602-WA0025

В реконструируемом храме колокольни.

           В 1950-е годы произошло знаменательное событие. Внезапно, безо всякого внешнего воздействия  рухнул висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей». На его месте обнаружился чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного. Верующие восприняли это событие как знак грядущего возрождения обители. И действительно, спустя несколько лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году  известный  советский художник  Павел Корин опубликовал открытое письмо о состоянии монастыря как памятника архитектуры. В результате его призывов был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же впервые за годы советской власти начались реставрационные работы на территории монастыря, продолжавшиеся более 20 лет. Однако они в основном  касались внешнего облика отдельных зданий. Внутри же продолжали располагаться объединения «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.
Настоящая жизнь вернулась в обитель только в начале 1991 года, когда Новоспасский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В первые годы вся братия монастыря состояла  из трех человек – наместника, архимандрита Алексия Фролова и двух иеромонахов. Тем не менее  начались работы по восстановлению обители. Так в 1997 году в усыпальницу бояр Романовых были перенесены останки Великого князя Сергея Александровича Романова, обнаруженные в ходе археологических раскопок на месте Чудова монастыря в Кремле. В 1998 году в монастыре был установлен крест-памятник — точная копия креста, выполненного по проекту русского живописца В.М. Васнецова, и находившегося в Кремле на месте гибели Великого князя Сергея Александровича. Этот крест был снесен во время одного из кремлевских субботников при личном участии В.И. Ленина.

В память о Великом Князе Сергее Александровиче 17 сентября 1998 года в Новоспасском монастыре был установлен поклонный крест – точная копия памятника, воздвигнутого в Кремле на месте мученической кончины Великого Князя по проекту русского художника В.М. Васнецова. В 1918 году оригинальный крест-памятник был осквернен большевиками и стал одним из первых христианских символов уничтоженных богоборческой властью в России. По преданию, в сносе этого Креста в Кремле принял личное участие В.И. Ленин

Крест-памятник

         Одной из главных святынь монастыря является чудотворная икона Божией матери «Всецарица», которая помогает тяжелобольным и людям, страдающим онкологическими заболеваниями .

Каждую пятницу эту икону везут в онкологический институт Герцена, где создан больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица»

      Восстановительные работы продолжаются в монастыре до настоящего времени. Обнаруженные при проведении реставрационных работ старинные надгробия бывшего монастырского некрополя бережно сохраняются и экспонируются вдоль южной стены обители. Облагорожена и монастырская территория: удивительные по красоте цветники украшают всё пространство внутри монастыря,

IMG-20190604-WA0014

На территории монастыря

появились и маленькие лесные обитатели:  резвые белочки радуют глаз и вызывают умиление у всех приходящих сюда людей.

7

Побывав на экскурсии, мы лишний раз убедились, что как ни пыталась богоборческая власть снести монастырь с лица земли, как ни куражилась над святыней, а монастырь выстоял, всей своей многострадальной историей подтвердив известную мысль: «Бог поругаем не бывает!»

 

 

 

 

 

Вверх