29 апреля, на 4-й неделе по Пасхе, русская православная церковь вспоминает Евангельское событие об исцелении расслабленного.

Сюжет этого повествования прост. Недалеко от Иерусалимского храма, возле водоёма, называемого по древнееврейски «Вифезда», т.е. «дом милосердия», в одном  их пяти притворов 38 лет находился тяжко больной, расслабленный человек. Он нёс наказание за какой-то совершённый им и известный ему грех. (О том, что его болезнь была наказанием, мы узнаём из слов Господа, который уже в храме подходит к исцелённому и предупреждает: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14).

98- Вифизда   Вифизда, современный вид после раскопок

      100- пещера расслабленого 

Пещера расслабленного

   99- остатки купален Остатки купален

Ключевой источник наполнял водоём, по Божьему повелению Ангел сходил с небес и, согласно Евангелию,  «возмущал» воду, которая становилась чудотворной и исцеляла моментально человека от любой болезни.  Но её чудесные свойства распространялись только на одного человека – первого, который погружался в неё сразу после схождения Ангела.

Люди также вслед за Богом  являли  на этом источнике любовь и  милосердие. Это явствует из слов больного, который рассказывал Спасителю: «Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5,7). Видимо, другим больным и несчастным помогали их близкие или друзья, да и героя этой евангельской притчи тоже ведь кто-то постоянно кормил и поил  много лет, приносил ему  одежду.

Удивительно, что у  этого больного человека хватило мудрости и смирения не озлобиться, не стать завистником. Он терпеливо переносил страдания и ждал своего часа, полагаясь на волю Божию. А когда Господь исцелил его, поспешил в храм, воздать ему хвалу.

Чему может научить современного православного христианина эта притча и почему она читается вскоре после Пасхи?

Видимо, Господь хочет напомнить каждому из нас, что телесное здоровье прежде всего зависит от здоровья душевного. Все наши болезни попускаются Господом за те или иные грехи. Человек, обладающий подобно Ангелу свободой воли, сам способен выбирать свою жизненную стезю. И от правильности этого выбора зависит дальнейшая  участь человека.

Спаситель ждет от каждого из нас призыва о помощи, пусть даже не сугубой многодневной молитвы, а только покаянной мысли и молитвенного вздоха о себе, своих родных и близких.  Но  вздох этот должен быть очень искренним. И тогда Господь обязательно придет на помощь, и жизнь человека  может  в корне измениться.

Особенно важно помнить, что в окружающей нас житейской суете, в окутывающем нас со всех сторон ложном светском мировоззрении, мы в духовном плане уподобляемся расслабленному  из Евангельской притчи. После многодневных трудов, понесенных во время Великого поста, мы расхолаживаемся, начинает отдыхать от праведной жизни и неминуемо стремительно летим в пропасть греха, теряя по мере своего падения все с таким усилием приобретенные добродетели.

Поэтому  Евангельский рассказ о расслабленном призывает каждого православного христианина мобилизоваться перед лицом бесцельного и греховного существования, помня, что  Воскресение  Христово  дает возможность христианину  входить в благодатную воду Таинств церковных каждый день. И любой грешник или некрещенный человек может войти «первым», только для этого нужна  горячая вера и искренняя любовь к Богу и ближнему, а  милосердие Христово не имеют границ.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). «Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих» см. в разделе Православная литература. Святоотеческое наследие.