Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Оба его родителя происходили из  духовного сословия. 20 декабря 1791 года Василий Дроздов был зачислен в Коломенскую семинарию, но позднее,   исполняя волю отца, будущий святитель направился в  Троице-Сергиеву Лавру. Здесь проявились его редкие природные дарования и удивительное усердие. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей, где,  ухаживая за больными,  прошел науку сострадательной любви к ближним и осознал в полной мере немощь и тленность телесной природы человека. Следующим его послушанием стало проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. Незаурядное ораторское искусство привлекло к нему внимание митрополита Московского Платона (Левшина, + 1812 г.), в ту пору проводившего большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.

Окончив курс будущий святитель в августе 1806 года  был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон, сам знаменитый проповедник, поставил его  проповедником Свято-Троицкой Лавры, признав, таким образом, превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски». По мере своего служения в Лавре будущий  святитель все острее ощущает, что мир тяготит его. Он принимает решение стать монахом. 16 ноября 1808 года  Василий Дроздов принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.

Когда  в феврале 1810 года в Петербурге открылась новая  реформированная академия, иеромонаха Филарета назначили бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории. За семь лет преподавания в академии он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии, и первым начал читать лекции на русском языке.

В Петербурге иеромонах Филарет продолжал много проповедовать, и его проповеди обратили на себя внимание  придворных кругов. О нем заговорили как о новом ярком светоче богословия.

11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; а затем настоятелем древней   новгородской обители — Юрьева монастыря.

Когда в 1812 году  в пределы России вторглась армия Наполеона, Филарет (к тому времени уже архимандрит)  постоянно жертвовал значительные суммы из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны по поручению Синода архимандрит Филарет составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова, а затем принял участие в возведении Храма Христа Спасителя, сооруженного в благодарность Господу за спасение России от наполеоновского нашествия.

Страдания,  пережитые народом  России в Отечественную войну, с одной стороны, углубили религиозные настроения, а с другой стороны, породили в умах людей брожение. Дворяне и образованная часть населения  стали обращаться не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков. Вот почему архимандрит Филарет, глубоко переживая заблуждения своих современников, с горячим участием отнесся к предложению императора Александра I осуществить перевод Библии на русский язык. Это ему мы обязаны возможностью читать Вечную книгу в столь блестящем переводе.

В 1821 архиепископ Филарет назначен на  кафедру первосвятителей Московских. Почти полвека святитель Филарет управлял Московской епархией. За каждым богослужением он  произносил проповедь:  тихим, слабым голосом, никогда не импровизируя, не говоря наизусть, а читая по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,» – «Смелости не достает», – со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова. Скромность святителя подчеркивает и другой факт. В 1826 году он был возведен в сан митрополита, но во время службы никогда не занимал Горнее место. На удивленный вопрос сослужащих ему священников со смирением отвечал, что это место Патриарха, а он только митрополит.

Во время пребывания на московской кафедре святителем  был опубликован  его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга  была нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.

В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».

Незаживающей раной для  святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении  уврачевать печальное разделение он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета и другие его многочисленные записки по  вопросу старообрядчества, его миссионерские усилия принесли благой плод. В 1865 году под влиянием его горячих проповедей к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.

Имя митрополита Филарета теснейшим образом  связано и с крупнейшим событием в истории России XIX века — реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор императора Александра II, когда понадобилось составить обращение царя к народу. Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.

Однако любимым детищем святителя был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. При освящении скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете.

Помятуя о своем поэтическом даре, а также о том, что в начале своей деятельности он был учителем поэзии,  владыка подвизался и на поприще гимнографического творчества. История сохранила для нас составленные им молитвы («Молитва заключенного в темнице», «Молитва в день воспоминания тысячелетия России» и др.).

Наиболее примечательна по силе и глубине религиозного чувства его «Ежедневная молитва Господу Иисусу Христу», которую он написал специально для императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II:

«Господи; не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою; сердце мое – отверсто. Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри! – и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь»

Кстати, поэтический дар святителя великолепно раскрылся и в поэтической полемике с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

У Александра Сергеевича есть знаменитое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» («26 мая 1828 г.»), проникнутое глубочайшим пессимизмом, в котором пребывала тогда его мятущаяся душа.  Это стихотворение привезла святителю приятельница Пушкина Е.М. Хитрово.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Считая необходимым дать от лица Церкви ответ на столь меланхолические и духовно безотрадные мысли поэта,  святитель Филарет нашел душеполезным облечь и свое увещевание  в стихотворную форму. Безусловно, отвечая А.С. Пушкину, владыка обращался не только к нему, но и ко всей образованной части христианского общества, находившейся в духовных исканиях и мистических заблуждениях:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без Бога воли тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

А.С. Пушкин, познакомившись с этим ответом,  был настолько тронут обращением к нему глубоко почитаемого всеми московского святителя, что откликнулся благодарными строками:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Святитель Филарет оказал огромное духовное влияние не только на А.С. Пушкина. Имя владыки не  раз упоминается и в сочинениях Н.С. Лескова: «Мелочи архиерейской жизни», «Борьба за преобладание», «Синодальный философ», «Сеничкин яд». Известный литератор Николай Васильевич Сушков (кстати, муж сестры поэта Ф.И.Тютчева) был близок к митрополиту и через полгода после смерти святителя издал о нем книгу «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского». Ф.И. Тютчев отозвался об этой книге в письме своей дочери Екатерине 26 марта 1868 года: «Тысячу дружеских приветствий дяде Сушкову. Его книга о покойном Филарете читается с большим интересом, последние страницы захватывающи» (Тютчев Ф.И.Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1980. С. 228). Действительно, эта книга содержит бесценные подробности о всегда сокрытой от посторонних глаз жизни святителя и будет интересна всем, кто захочет ближе познакомиться с удивительной личностью этого прославленного святого.

Святитель Филарет скончался 19 ноября 1867 года, в воскресенье.  Совершив Литургию в Троицком подворье,  он после службы по обыкновению принимал посетителей. Проводив гостей, архипастырь перешел в кабинет заниматься делами. Келейнику, который  пригласил его обедать, он сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но когда звонка не последовало, обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита не было. Из кабинета он поспешил в боковую комнату – и там увидел архипастыря на коленях около умывальника. Святитель был бездыханен. Омыв  свое лицо, он испустил дух.

Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета первоначально были упокоены в Троице-Сергиевой Лавре вместе с мощами святителя Иннокентия Московского.

В 1994 году Святитель Филарет был прославлен в лике святых, его мощи были перенесены в созданный когда-то при его непосредственном участии Храм Христа Спасителя.

Память Святителя Филарета совершается 19 ноября (по ст. стилю) в день его блаженной кончины.