ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа по­полудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую Часовню торжественно внесли Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского, начало его второго рождения…

Закладка возрождаемого Казанского собораВосстановление соборного Храма-памятника на главной площади страны нельзя рассматривать как задачу сугубо архитектурно-художественного или историко-градостроительного плана (хотя ансамбль Красной площади, насчитывающий не одно столетие, был существенно обеднен после сноса Собора). Казанский собор играл совершенно особую роль в жизни Москвы (и всей России !) и выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной эпопеи Смутного времени. Казанский собор может быть поставлен в один ряд с соборами Московского Кремля, Храмом Василия Блаженного и Храмом Христа Спасителя — величайшими памятниками стойкой державной силы русского народа, силы, укоренненной в Российском Православии и питавшейся из этого возвышающего источника Веры.

Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни — Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго» над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.

Инициатор воссоздавая Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския«, Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы«, взывая — во имя нового очищения и возрождения родного Отечества — к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительсвтом Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Закладка возрождаемого Казанского собора

Описание истрии и жизнеи собора, его создания и разрушегния не насчитывает богатую библиографию.

Наиболее полная книга этого одного из самых известных храмов Руси написана по балгословению первого после возрождения собора настоятеля, протоиерея Аркадия Станько архитеркотором Сергеем Смирновым, а также знатительно дополнена и издана в количестве 6 экземпляров Председателем МГО ВООПИиК Сергеем Владимировичем Королёвым.

«КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — книга, которая является первым опытом многоаспектной публикации исторических сведений о Московском Казанском соборе. По форме это — сборник документов и материалов, в котором составители, занимавшиеся поиском в течение ряда лет, сосредоточили наиболее ценное из обнаруженного. С одной стороны, представлялось важным вернуть в активный научный оборот самое содержательное из старых публикаций о храме, включая извлечения из работ, посвященных церквам и соборам Москвы Главным же, к чему стремились составители, было представить множество вновь выявленных оригинальных архивных (и иных источников) документов — текстовых, графических, фотографических, — охватывающих в совокупности весь период существования Казанского, от его строительства в XVII ст. до сноса в 1936 году, включая и первые документы, связанные с воссозданием собора на Красной площади, решение о котором принято 5 июня 1990 года. Собранные под одной обложкой, т. е. сведенные в единый систематизированный корпус, материалы книги призваны показать многоплановость картины развития Собора, сложный спектр его, так сказать, исторического содержания.

С самого своего возникновения Казанский собор играет исключительную роль в жизни России: все сколько-нибудь значимые события истории страны оказались тесно переплетены с собственной историей Соборного храма. Знакомство с материалами подводит к реальному впечатлению — как относительно небольшой храм оказывается буквально средоточием разнообразных веяний русской жизни. Вместе с тем, это заметно даже в смене архитектурных форм Собора: от древнерусской основы облик его последовательно принимает формы барокко, классицизма, эклектики.

Другой существенный момент, нашедший отражение в материалах сборника, это — интереснейшая событийная линия храма. В летописи Казанского отразились многие коллизии русской истории и осталось значительное число крупных имен — государственных, церковных, общественных деятелей. Конкретика публикуемых документов позволяет сосредоточиться, например, на некоторых событиях Церковного раскола, Петровской эпохи, еще раз соприкоснуться с неузаурядной личностью Московского митрополита Филарета (Дроздова), с деталями чудовищной послереволюционной антирелигиозной политики.

Имея в виду разнообразие информации, на протяжении значительных отрезков времени можно последовательно проследить как менялся состав и содержание причта, характер ктиторства, арендных отношений, хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, подробности публикуемых документов являются бесценными свидетельствами своей эпохи.

Вместе с тем, сборник, конечно, не претендует на всеохватность или исчерпывающую полноту. В период, когда работа над книгой была в общем завершена, составителю стало известно выходе в свет небольшого издания, а также планируемых в ближайшем будущем других работах археолога Л. А. Беляева, участника раскопок территории собора в 1989-1991 годах.

В основу книги положен смешанный тематико-хронологический принцип, обусловленный, в значительной мере, формой использованных материалов и изданий XIX — нач. XX вв. (документальных публикаций, исследований). В сборнике со строго хронологическим принципом материалы располагались бы совершенно независимо от содержания освещаемого периода — по годам выхода. У нас же они приводятся среди архивных документов того времени, вопросам которого по-преимуществу посвящены.

Особо надо сказать об извлечениях из таких изданий, как I-й вып. «Материалов для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1984) и труде протоиерея Н. А. Скворцова «Архив Московской Св.Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век» (в 2 вып. М., 1911, 1914). Так как эти тексты носят характер сложных сводов разновременных источников, то представлялось целесообразным поделить их на более или менее обособленные части (разумеется, не дробя документов).

Что касается оригинальных архивных документов (их абсолютное большинство), то они следуют соответственно своей датировке. Исключение составляет посвященная Казанскому собору выдержка из рукописного «Обозрения Москвы…» А. Ф. Малиновского, которая в силу ряда причин помещена в начале книги (документ № 2). Основная масса документов, вошедших в сборник публикуется впервые. Вступительные материалы сборника (работы исследователей XIX — нач. XX вв) призваны создать определенную общую канву. Они носят собирательный характер и содержат основные исторические сведения о Московском Казанском соборе, причинах и обстоятельствах его сооружения; о хранившейся в храме чудотворной святыне и связанных с нею празднествах. Прочие материалы отражают, по-преимуществу, более локальные вопросы (исторического и историко-архитектурного плана). Порядок их в книге, как правило, отвечает последовательности событий. Многоаспектные материалы располагаются в соответствии с датой их составления, так как представляют важность как источники своего времени.

Наименования документов и изданий во всем сборнике выделены курсивом, например: «Опись храма 1858-59 гг.«, «Метрика 1887 г.«. Если документ дан в извлечении, то на это указывает составительский заголовок с предлогом «из«, например: «Из«Рушной книги 7189 [1680/81] года»«. Опущенное отмечается отточием в квадратных скобках и в необходимых случаях оговаривается в подстрочных примечаниях.

Сборник подготовлен историком-архивистом С. А. Смирновым, сотрудником Специализированной мастерской по историко-архитектурному обследованию Москвы управления «Моспроект-2″ Главмосархитектуры.

На ряд текстовых материалов послереволюционного периода составителю любезно указали историки В. Ф. Козлов и И. В. Белозерова. Иллюстративный ряд пополнили материалы, предоставленные археологом Л. А. Беляевым, искусствоведом В. М. Рудченко, сотрудниками Московского городского отделения ВООПИиК С. В. Королевым и А. Ю. Кондрашовым, В. К. Фатеевым, а также некоторыми сотрудниками Управления «Моспроект-2″.

Особое содействие в решении вопросов организационной стороны работы ему было оказано председателем совета МГО ВООПИиК С. В. Королевым.

Завершение работы над изданием осуществляется с благословения протоиерея Аркадия Станько, первого настоятеля воссозданного Казанского собора.

Составитель считает своим долгом выразить глубокую признательность людям, чьи поддержка, советы и неизменно доброжелательное участие сделали возможным выход в свет данного сборника.

Сборник «КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — От составителя

Вверх