2 августа ( 20 июля по старому стилю) православная церковь чтит память Пророка Божия Илии.  Для обычного светского человека Ильин-день ассоциируется прежде всего с празднованием Дня воздушно-десантных войск, покровителем которых является святой, да крестным ходом, что совершается в этот день от Ильинского храма в Китай-городе до Красной площади. Но для православного русского человека Пророк Илия всегда был и остается одним из первых угодников Божиих, которых стали  почитать на Руси. Уже в IX  веке, при князе Аскольде, соборный киевский храм носил имя Пророка Божия Илии, а святая равноапостольная княгиня Ольга задолго до крещения  Руси построила в честь него деревянную церковь в своем родном селе Выбуты. И хотя история жизни Пророка восходит к временам, описанным еще в Ветхом Завете, мы  постоянно чувствуем его присутствие в нашей повседневной жизни. В детстве мы узнаем о Пророке из поговорок, которыми так изобилует родная речь: «На Илью до обеда лето, а после обеда — осень», «Петр и Павел час убавил, Илья Пророк второй уволок», «До Ильи мужик купается, а с Ильи  — с рекой прощается». А уж когда гремит гром, и молния полосует небо, редкая бабушка не скажет своим внучатам: «Вон Илья Пророк на огненной колеснице по небу скачет». Чем же так близок  русской душе этот ветхозаветный праведник? По преданию Пророк Илия родился за 900 лет до Рождества Христова, его ревностное и пламенное служение Господу совпало с  царствованием нечестивого Ахава, который, по наущению жены, принял языческую религию, отпал от истинной веры своих предков и стал поклоняться Ваалу и Астарте. Святой пророк Илия, будучи истинным светочем веры и благочестия, подвизался в это время в пустыне, постоянно находясь в молитве и посте. Узнав о том, что израильский народ впал в прелесть, что пророков преследуют и убивают, он (для вразумления царя и развращенного им народа) поразил землю засухой, на три года «молитвою небеса заключив», а сам скрылся от гнева царя у потока Хораф, куда вороны каждый день приносили ему кусок хлеба. Когда же поток высок,  Пророк нашёл кров у бедной сарептской вдовы. А за то, что та не пожалела для него последней горсти муки и масла, вымолил у Бога милость для этой женщины. С тех пор у вдовы никогда не было недостатка в муке и масле. На третий год засухи Пророк предложил царю Ахаву устроить состязание с жрецами Ваала. На чей жертвенник упадет с неба огонь, тот и есть последователь истинного Бога. Для того, чтобы чудо было более явственным, Пророк соорудил жертвенник из 12 камней ( по числу колен израилевых), повелел окружить его рвом, наполненным водой, и поливал водой жертву. После горячих молитв о ниспослании огня для вразумления заблудших израильтян, Господь внял его просьбе и послал огонь на жертвенник Пророка. Последователи Ваала, несмотря на все колдовские заклинания, так и не были услышаны Богом. Сердца ожесточенного народа открылись навстречу истинной вере, люди кричали: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога , кроме Него!». Последователи Ваала были  казнены. По молитве Пророка Господь даровал измученным людям дождь, и засуха кончилась. Спасаясь от мести жены Ахава, Пророк Илия бежит в пустыню. На горе Хорив Господь показывает ему еще одного праведника — Елисея, который и становится сначала учеником Пророка, а затем свидетелем его восхождения на небо. Примечательно, что Пророк Илия удостоился быть взятым на небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11) По преданию церкви у него особая миссия:  быть предтечею второго пришествия Христа и во время проповеди принять телесную смерть.

Чему же может научить нас это житие ветхозаветного праведника? Нам сегодняшним, живущим в мире комфорта, продуктового изобилия, окруженным новинками технического прогресса, оказывается так легко уподобиться последователям Ваала, чьи интересы не простираются дальше собственного чрева и самоуслаждений всякого рода, что приводит к крайнему эгоизму, нелюбви и ненависти к ближнему. А человек, чье имя переводится с еврейского как «крепость Господня», всей своей жизнью свидетельствует нам о Боге, ради него он готов пойти на страдания и муки, вплоть до смерти. Ограничивая себя во всем, будучи строгим постником и неустанным молитвенником, Пророк Илия дает нам  урок воздержания и твердости в вере, постоянной работы над собой, над своими страстями, грехами и похотями. И обращаясь к славному пророку Божию Илии мы в молитве неустанно восклицаем: «Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение».

пророк Илия   восхождение Илии