5 августа (23 июля по ст. стилю) в день избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года было установлено празднование Почаевской иконы Божией Матери.

почаевская ИБМ

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м к ди́вному о́бразу Ея́, и́же на горе́ Поча́евстей: к нему́же уми́льно взира́юще и моля́щеся Цари́це Влады́чице из глубины́ душе́вныя вопие́м: О Пречу́дная Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, от лет дре́вних избра́вшая оби́тель Поча́евскую в ме́сто селе́ния Своего́! Зе́млю оте́чественную на́шу в правосла́вии и ми́ре утверди́, и спаси́ всех предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, пред Пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми. Не отврати́ рабы́ Твоя́ тщи́: Тя бо еди́ну Наде́жду и́мамы.

(Тропарь пресвятой Богородице перед иконой Ея «Почаевской», глас 4)

 

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри «Почаевская»  является главной святыней Почаевской Успенской Лавры, расположенной ныне  на территории  Украины. История Лавры начинается  в 1340 го­ду, когда на горе, где ныне находится монастырь,  по­се­ли­лись два ино­ка. Од­на­жды одному из них по­сле мо­лит­вы на вер­шине го­ры внезапно явилась стоящая на камне Бо­го­ро­ди­ца, слов­но объ­ятая пла­ме­нем. Он по­звал дру­го­го ино­ка, и тот также  удо­стоился со­зер­цать чу­дес­ное яв­ле­ние. Пас­тух Иоанн Бо­сой, уви­дев необыч­ный свет на го­ре,  под­нял­ся на неё и, увидев Богородицу, тоже стал про­слав­лять Бо­га и Его Пре­чи­стую Ма­терь.

Когда яв­ле­ние ис­чез­ло, на камне, где сто­я­ла Бо­го­ро­ди­ца, остал­ся от­пе­ча­ток Её пра­вой сто­почки. От­пе­ча­ток этот можно увидеть и до сих пор. Он все­гда на­пол­нен во­дой, ко­то­рую чу­дес­ным об­ра­зом ис­то­ча­ет ка­мень. Во­да в сто­почке никогда не оску­де­ва­ет, несмот­ря на то, что мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки по­сто­ян­но черпают ее, чтобы на­пол­нить ею свои со­су­ды. По преданию, эта вода исцеляет от телесных и душевных недугов.

Немного позднее в монастыре появилась и сама икона  По­ча­ев­ской  Бо­жьей Ма­те­ри. Это случилось в 1559 го­ду. Про­ез­жая через Во­лынь из Константинополя, мит­ро­по­лит Нео­фит по­се­тил жив­шую в име­нии Ор­ля (неда­ле­ко от По­ча­е­ва) дво­рян­ку Ан­ну Гой­скую. В качестве своего пастырского бла­го­сло­ве­ния он оста­вил ей при­ве­зён­ную из Кон­стан­ти­но­по­ля ико­ну Бо­го­ро­ди­цы. Некоторое время спустя обнаружилось, что от По­ча­ев­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы ис­хо­дит си­я­ние, а  в 1597 го­ду произошло чудо: пе­ред ико­ной ис­це­лил­ся брат Ан­ны Филипп.  После этого женщина с благоговением пе­ре­да­ла об­раз ино­кам, по­се­лив­шим­ся на По­ча­ев­ской го­ре, и с тех пор, вот уже 400 лет, икона пребывает там. А на спис­ках чу­до­твор­ной По­ча­ев­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в честь  явления Богородицы инокам,  стали  изо­бра­жать ка­мень с от­пе­чат­ком сто­почки Бо­жи­ей Ма­те­ри.

 За свою ис­то­рию По­ча­ев­ский мо­на­стырь пре­тер­пел нема­ло бед­ствий: при­тес­нял­ся лю­те­ра­на­ми, под­вер­гал­ся на­па­де­нию ту­рок, по­па­дал в ру­ки уни­а­тов, и только бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри все невзго­ды бы­ли пре­одо­ле­ны.

 Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери  было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. В то лето во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар  и предводительствуемые  ханом  Нурредином подступили к Почаевской обители и  обступили ее с трех сторон. Монастырская стена за ветхостью не могла дать никакой защиты осаждаемым. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились перед  чудотворным образом Божией Матери и  ракой с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля, как только возошло солнце,  татары стали держать совет о штурме обители В это время игумен  велел петь акафист Божией Матери. С первыми же словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи, а преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение и в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова. Но стрелы отскакивали и, возвращаясь  назад,  ранили тех, кто их пускал. Неприятеля охватил ужас и в панике татары обратились в бегство, не разбирая своих, и  убивая друг друга. Защитники монастыря настигали и захватывали в плен обезумевшего врага. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. Двести лет спустя, во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

В 1721 году случилась другая беда: Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Так во второй половине ХVIII века граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку за осечкой. Кучер остался жив, а потрясенный  Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил  все свое имущество пожертвовать на устроение обители. На его средства впоследствии были построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

Сегодня, как и много лет назад, Почаевская Лавра вновь подвергается нападкам противников православной веры. И только молитвенное стояние в вере ее насельников и помощь Пречистой Девы ограждают её от захвата и поруганий.