Казанский собор на Красной площади

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА ПАСХИ


Пасха – день Светлого Христова Воскресения – это самый главный и самый древний христианский праздник, день прославления Господа, воскресшего из мертвых, и торжества Его победы над смертью. Мы привыкли к сложившимся канонам богослужений и благочестивым традициям Страстной и Светлой седмиц, и очень часто принимаем их как данность, не задумываясь над заметными и не очень, но довольно значимыми деталями. Почему, например, в Великую субботу, когда еще в центре храма находится Плащаница, священники вдруг переоблачаются в белые одежды? А потом, в самом пасхальном богослужении, вновь звучит скорбный канон Великой субботы – и уже после этого еще один канон, Пасхальной утрени?
Оказывается, не так уж и просто развивалась традиция празднования Пасхи – и тесно связанных с ней дней Страстной и Светлой седмицы.


Праздник Пасхи в первые века христианства

Сведения о ежегодном праздновании дня смерти и Воскресения Христова имеются уже у писателей раннего христианства. Из их сочинений видно, что первоначально это было празднованием страданий и смерти Христовых – «Пасхи крестной» – 14 нисана, в день еврейской Пасхи (при этом празднование сопровождалось постом), – а затем празднованием собственно Воскресения Христова – «Пасхи воскресной», или «исторической», то есть соответствующей последовательности евангельских событий, в виде торжественного прекращения поста в вечер того же дня 14 нисана или в следовавшее за ним воскресенье. «Возможно, что слова Спасителя, – пишет, основываясь на многих древних свидетельствах, проф. М. Скабалланович в «Толковом Типиконе», – «егда же отнимется от них жених, тогда постятся», выставленные таким древним писателем, как Тертуллиан, в качестве основания для пасхального поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их освящать постом годовой день смерти Господней. Даже в III в. Пасха сводилась к посту, была крестной Пасхой, подле которой еще и тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения – под видом торжественного оставления пасхального поста».

Дальнейшее развитие Пасхального богослужения

Если на Пасху вначале могли смотреть как на пост в память смерти Спасителя, то вскоре начинают соединять с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом и приурочивать это событие к воскресному дню, а не к любому дню недели, на который приходилась бы еврейская Пасха.

С течением времени празднование Пасхи крестной дало начало торжественно-скорбным богослужениям Страстной седмицы (в древности она называлась «великой»), примыкающей, но не входящей в состав Святой Четыредесятницы. Из Пасхи же воcкресной образовалась собственно Пасха со Светлой седмицей. В современном Уставе сохранились следы древнего празднования Пасхи крестной и Пасхи воскресной, что заметно в праздничном характере служб Великих четвертка и пятка, а особенно ярко – в богослужении Великой субботы.

Да, для учеников Спасителя это был скорбный день – день телесного погребения Господа нашего Иисуса Христа, когда, казалось, уже не на что надеяться. Но, умерев телесно, Господь сошел во ад, и, как пишет митрополит Антоний Сурожский, «вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом… Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра».
И хотя до нас, живых, еще не дошла радостная весть, мир уже изменился, смерть побеждена – и поэтому уже в Великую субботу на утрени звучат воскресные тропари «по Непорочных» – «Ангельский собор удивися», на вечерне звучат воскресные стихиры, на литургии читается Евангелие о Воскресении Христовом, а по ее окончании поется пасхальный тропарь. (Надо заметить, что и сама литургия Василия Великого исторически является более торжественной, праздничной, чем «обычная» литургия Иоанна Златоуста).

Появление в составе службы Великой субботы 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом, имеет особую историю.
Дело в том, что в древности в Великую Субботу крестили оглашенных – во время чего верные как раз слушали эти паремии. Оглашенных бывало немало, что и привело к появлению столь длительного чтения на службе Великой Субботы. О традиции крещения оглашенных накануне Пасхи напоминает и пение за литургией «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» вместо «Трисвятого», и белые одежды священников.
Удивительное сочетание скорбной и радостной торжественности проявляется и в структуре бдения на Пасху, последовательно соединяющего полунощницу и ее печальный канон Великой субботы с радостной пасхальной утреней.

Окончательное формирование и отличительные черты современного пасхального богослужения

IV век ознаменовался прекращением гонений, что, конечно, увеличило торжественность всех церковных служб, тем более пасхальной. Кроме того, в борьбе с арианством, которое привлекало последователей внешней пышностью своих религиозных процессий, православное богослужение также стало отличаться большей праздничностью,

С этого же времени утверждается семидневное празднование Святой Пасхи. Пасхальная служба начинается в ночное время и заканчивается с рассветом. Особенностью этого ночного богослужения является, по свидетельству историка Евсевия и других, возжжение множества светильников в храмах и в городах, благодаря чему «эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня».

В дальнейшем пасхальное богослужение в основном не претерпевает особых изменений, а только пополняется новыми песнопениями.

Нынешний порядок совершения пасхального богослужения сходен с уставами древнейших богослужебных памятников Православного Востока.

Перед началом утрени священнослужители облачаются, по указанию Типикона, «в светлейшыя священныя одежды». С зажженными свечами, Евангелием и образом Воскресения, при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», которая сначала поется троекратно в алтаре, они выходят из храма с певцами и народом, совершая шествие вокруг храма, сопровождающееся торжественным звоном колоколов. И как «мироносицы с раннего утра шедшие помазать Тело Христа Спасителя, остановились у камня, закрывавшего вход в гроб, так и крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма.

В притворе начинается пасхальная утреня. Затем с радостной вестью «Христос Воскресе!» все входят в храм, как текли некогда жены-мироносицы в Иерусалим возвестить апостолам о Воскресении Господа.
Яркой особенностью пасхальной утрени является отсутствие чтений (за исключением Слова св. Иоанна Златоуста), шестопсалмия, кафизм (чтение Псалтири в принципе отменяется во всю Светлую седмицу), литии, полиелея и великого славословия. Происхождение этой традиции коренится в особых торжественных богослужениях Древней Церкви, так называемых песенных последованиях, совершавшихся в Великих церквах Константинополя, Антиохии, Солуни, о которых говорят Устав Великой Константинопольской церкви, и которые возникли первоначально в Великой церкви Иерусалимской.
В конце пасхальной утрени при пении «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: «братие!», и ненавидящим нас простим вся Воскресением...» верующие приветствуют друг друга возгласом «Христос Воскресе!» и ответным «Воистину Воскресе!», и запечатлевают это приветствие поцелуем и дарением пасхальных яиц.
После христосования с древнего времени на пасхальной заутрене читается «Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Пасху», сопровождаемое пением тропаря свят. Иоанну.
Литургия обычно служится сразу после утрени, по примеру храма Воскресения в Иерусалиме.

Торжествуя и изображая во всех своих песнопениях, молитвословиях.и священнодействиях победу Христа над смертью и начало вечной, блаженной жизни, Святая Церковь на пасхальной литургии антифонами из псалмов 65, 66 и 67 призывает всю вселенную воскликнуть Господу и воздать славу Ему.
В апостольском чтении (Деян. 1, 1–8) говорится о Воскресшем Иисусе Христе, Который пред Своими учениками «явил Себя живым в страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». Евангельское литургийное чтение (Иоан. 1, 1–17) возвещает, что Воскресший есть Сын Божий, восприявший плоть человеческую, соделавший верующих чадами Божиими и явивший славу Свою, славу Единородного Сына Божия, полного благодати и истины, которыми Он наполняет верующих в Него и во всей полноте сообщает им то, что служит к богопознанию и богопочитанию, к просвещению и вечному блаженству. Это чтение Евангелия совершается на литургии первого дня Пасхи на многих языках во свидетельство того, что проповедь веры христианской, основанием которой является Воскресение Христово, огласила все народы, все концы земли.

Не менее торжественно совершается в первый день Пасхи и вечернее богослужение, с чтением Евангелия, в котором повествуется о явлении Воскресшего Спасителя «дверем затворенным» в первый день по воскресении ученикам в Иерусалиме (Иоан. 20, 19—25).
И у этой службы есть ряд совершенно уникальных особенностей: духовенство служит в полном облачении, как это бывает только на литургии; а Евангелие, в отличие от обыкновения, чтется предстоятелем в Царских вратах лицом к народу, то есть на запад.
И вечером на Пасху, и во весь пасхальный период вновь и вновь звучит радостный возглас:

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!